Голдин, В. И. Россия в гражданской войне. Очерки новейшей историографии : (вторая половина 1980-х - 90-е г.) / В. И. Голдин ; М-во образования Рос. Федерации, Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Архангельск : Боргес, 2000. - 277 с. : портр.

кругах российского общества в эпоху «демократических надежд» начала 90-х годов. В результате в историческую литературу вернулись термины эпохи гражданской войны, широко использовавшиеся в дальнейшем в эмигрантской и зарубежной историографии, — «антибольшевистское» и «белое» движение. Впрочем, будучи понятиями определённой исторической эпохи, они также несли в себе известную неопределённость, эклектичность и их содержание уже в 20-е годы было предметом дискуссий в эмиграции. Характеризуя широкий спектр внутренне достаточно противоречивых социально-политических сил антибольшевистского движения, историк С. В. Устинюш (со ссылкой на кадетских политиков —П. Н. Милюкова, Н. И. Астрова, П. И. Новгородцева, Н. Н. Устрялова) выделил в нём следующие элементы: 1. русское офицерство, которое цементировало это движение и стало его главной силой, а также казачество (по его оценке, в белых армиях служили 125 тыс. офицеров, а в отдельные периоды войны до 70% казаков вели борьбу с большевиками); 2. представители старой бюрократии и старых привилегированных классов; 3. правые политические течения, связанные со старым режимом; 4. левые политические течения (демократические и социалистические), которые выступали на стороне революции, но затем развернули ожесточённую борьбу с большевиками; 5. либеральные партии центра и прежде всего кадеты, являвшиеся политическим штабом противников большевиков и, кроме того, способствовавшие координации усилий в этой борьбе межпартийных объединений; 6. часть рабочих и крестьян, недовольных продразвёрсткой, снижением жизненного уровня, установлением диктатуры и подавлением демократии11. А. В. Венков, исследовавший антибольшевистское движение на Юге России, указывал на следующие альтернативные большевистскому варианты развития, предлагавшиеся различными частями этого движения здесь: 1) ещё более традиционалистский, но замкнутый в национальном и религиозном отношении путь (отчасти реализовался на Северном Кавказе); 2) более

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz