Голдин, В. И. Гражданская война в России сквозь призму лет : историографические процессы : монография / В. И. Голдин ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Сев.-Зап. секция науч. совета РАН по истории соц. реформ, движений и революций. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 333 с.
армии», насчитывавшей более 30 тысяч человек. Рабочие сражались под красным флагом и восстановили деятельность многопартийного Совета, разогнанного большевиками. В дальнейшем они до конца войны воевали уже в составе войск Колчака и представляли одно из наиболее боеспособ ных его подразделений125. Тема рабочего и социалистического сопротив ления большевикам, выраженная в ярком и, казалось бы, парадоксальном образе - «с красным флагом против красных» - стала притягательной и замелькала с рубежа 80-х и 90-х годов в публицистических статьях, а затем перешла и на страницы более серьезных исторических изданий. Вместе с тем, реальное сопоставление рабочими политики советской власти и антибольшевистских правительств в 1918 году и в последующий период обуславливало рост их симпатий в пользу Советов. И дело было не только в классовых чувствах, но и в житейском прагматизме. Антибольше вистские правительства не обеспечивали защиту рабочих от произвола предпринимателей, а советская власть при всей жесткости и чрезвычайно сти своей политики именно рабочих ставила в привилегированное поло жение в сравнении с другими группами населения. Особый интерес историков привлекают расколы в тех слоях и соци альных группах, которые, как принято было считать ранее, составляли на дежную опору одного из лагерей в Гражданской войне. Показательной в этом отношении является, например, статья сибирского историка С.Г. Си зова, посвященная семинаристам в Красной Армии126. В ней представлены размышления о том, почему на стороне советской власти, и в том числе в Красной Армии, оказалась значительная часть учащихся и выпускников духовных семинарий. Это обычно сопровождалось острыми конфликтами и разрывами в семьях священнослужителей, между детьми и родителями, ибо последние, как правило, поддерживали антибольшевистское движение. Главные причины заключались в глубоком кризисе религии и Церкви в на чале XX века, неудовлетворенности значительной части семинаристов обучением в духовных семинариях и поиском иных ответов на волнующие их вопросы. Указанный исследователь писал, что явлением вполне типич ным стал интерес молодых поповичей и семинаристов к социалистическим идеям. «Жаждущая веры и справедливости душа молодого человека, раз очаровавшись в религии, производит своеобразную подмену православия радикальными революционными идеями», —подчеркивал, в частности, С.Г. Сизов. —Отказ от высокой религиозной идеи приводил многих из них к замещению ее поиском земных идеалов, строительством справедливости и счастья в земной жизни»127. Добавим, что это явление отмечали и современники. Профессор В.И, Вернадский упоминал, что характерный типаж революционера — «очень ограниченный коммунист из поповичей». Известный современный специалист по истории Русской Православной Церкви начала XX века в России Т.Г. Леонтьева также указывала, что «ранее замечавшиеся в пове
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz