Голдин, В. И. Гражданская война в России сквозь призму лет : историографические процессы : монография / В. И. Голдин ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Сев.-Зап. секция науч. совета РАН по истории соц. реформ, движений и революций. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 333 с.

искусстве, военной стратегии и тактике, военном противоборстве, военной и военно-политической истории, как таковой. Немаловажной темой, несомненно, заслуживающей изучения, и в том числе в русле современных научных исканий, является тема образа, восприятия Красной Армии в российском обществе, по ту и другую линию фронта, а также за пределами страны. Отметим в связи с этим содержа­ тельную книгу О.В. Будницкого «Российские евреи между красными и бе­ лыми» и некоторые другие публикации83. Завершающий этап Гражданской войны в России характеризовался развернувшейся реорганизацией Красной Армии, которая также получает определенное освещение в современной исторической литературе84. Ос­ новные направления этого процесса были определены X съездом РКП(б) в марте 1921 года, что еще раз подтвердило сложившую в годы войны руко­ водящую роль большевистской партии в военном строительстве. Одна из наиболее сложных задач, которая была поставлена на повестку дня, заклю­ чалась в том, чтобы резко сократить численность Красной Армии (5,5-миллионная армия была непосильна для разрушенной экономики страны) и в то же время не снизить, а, напротив, повысить ее боеспособ­ ность. При этом особое внимание уделялось улучшению качества ее лич­ ного (в первую очередь командного) состава и обеспечения им войск, со­ вершенствования системы подготовки кадров, реорганизации и повыше­ нию качества работы военных учебных заведений, подготовке резерва на­ чальствующего состава для развертывания армии военного времени. В дисциплинарной политике Реввоенсовета и командования Красной Армии основной упор делался, по мнению исследователей, на воспитании созна­ тельной воинской дисциплины, поощрении дисциплинированного поведе­ ния красноармейцев. В начале 20-х годов разворачивается процесс осмысления уроков Гражданской войны и Первой мировой войны, что было связано и с разра­ боткой новой военной доктрины. Она оказалась в центре развернувшейся в 1922 году военной дискуссии, которая, к сожалению, находит лишь фраг­ ментарное освещение в некоторых современных публикациях. С введением НЭПа прекратили свое существование трудовые армии. С января 1922 года расформировываются трудовые части, часть их бойцов увольнялась, а часть возвращалась в войсковые части. Все это способство­ вало, с одной стороны, сокращению численности вооруженных сил, а с другой, - кардинальному изменению их роли и функций в условиях на­ чавшегося перехода от войны к миру. На повестке дня, и тем более в усло­ виях развернувшегося сокращения Красной Армии, встал вопрос улучше­ ния ее материально-технического оснащения. Самарская исследовательни­ ца Н.В. Романова пришла к выводу, что органы высшего военного управ­ ления, в частности, Реввоенсовет Республики/СССР в период проведения государством НЭПа сумели вписаться в новые экономические и политиче­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz