Голдин, В. И. Гражданская война в России сквозь призму лет : историографические процессы : монография / В. И. Голдин ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Сев.-Зап. секция науч. совета РАН по истории соц. реформ, движений и революций. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 333 с.
становления ее былой государственной мощи и величия. Авторы сборника принадлежали к ранее непримиримому в отношении большевиков лагерю (кадетскому или кадето-октябристскому) в Гражданской войне, в боль шинстве своем принимали активное участие в ней и после поражения ока зались в эмиграции. Произошедшая переоценка ими ценностей, обращение с призывом «сменить вехи» и пойти на примирение и сотрудничество с советской вла стью вызвали активную дискуссию за рубежом, а также обсуждение в Со ветской России, как руководством страны, так и среди интеллигенции. Большевики поддерживали секретные контакты и оказывали материаль ную и организационную поддержку лидерам эмигрантского крыла «смено веховцев», главным образом в целях разложения эмиграции. «Сменовехов ство» стало интересным явлением начала 20-х годов с точки зрения оценки итогов Гражданской войны, современности и перспектив развития страны, а также взаимоотношений двух Россий - Советской России и зарубежной, эмигрантской России. Эта тема, в разнообразии ее сюжетов, взглядов и ре акций, по-прежнему вызывает значительный интерес исследователей и на ходит освещение в современной литературе127. Московский историк А.С. Сенявский, размышляя о перспективах России в начале XX века в связи с темой НЭПа, указывал, что будущее могло быть только за западниками, но способными опереться на домини рующий в России традиционализм и обрести массовую социальную базу в обществе. И в этой ситуации российский либерализм, слабый и смешан ный с консерватизмом, опиравшийся на несформировавшуюся экономиче ски и политически буржуазию, и слои уходящего в прошлое общества (по мещики) не мог эффективно конкурировать с социал-демократией, не толь ко имевшей собственную социальную базу, но и способную расширять ее за счет установления социально-политических союзов с другими массовы ми категориями, прежде всего с крестьянством128. Такой идейно-полити- ческой силой было радикальное крыло российской социал-демократии - большевики, которые в тяжелейшей ситуации начала 20-х годов избрали курс НЭПа, видя перспективой социалистическую модернизацию страны. Начало 20-х годов характеризовалось нарастающим конфликтом со ветской власти и Русской Православной Церкви, усиливающимся наступ лением на нее и изъятием церковных ценностей под предлогом борьбы с голодом. Это наступление было организовано руководством партии боль шевиков с активным привлечением к нему чекистов, что находит отраже- ^ 129 г» ние в современной литературе . Заметим, что сами чекисты, уверовавшие в свое всесилие, полагали, что без их участия решить проблему борьбы с религией и церковью невозможно. Заведующий секретным отделом ВЧК Т.П. Самсонов убежденно писал, например, 4 декабря 1920 года Ф.Э. Дзер жинскому о том, что «религию разрушить не сможет никакой другой аппа рат, кроме аппарата ВЧК»130.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz