Голдин, В. И. Гражданская война в России сквозь призму лет : историографические процессы : монография / В. И. Голдин ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Сев.-Зап. секция науч. совета РАН по истории соц. реформ, движений и революций. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 333 с.
Противоречивые процессы деятельности высшей школы и науки в условиях военного времени, изменения их географии, рост числа вузов в стране и причины этого явления раскрываются главным образом в публи куемых научных статьях. Согласимся с профессором А.Н. Еремеевой, что при всех трудностях военного времени, именно «вузы выступали своеоб разным гарантом российского будущего, независимо от исхода бушевав шего противоборства»39. Процесс борьбы в высшей школе и противостоя ния вузовских коллективов советской власти в годы Гражданской войны исследован в первой главе монографии А.В. Квакина и Е.С. Постникова «Завоевание высшей школы», опубликованной в Москве в 2009 году40. Газетной прессе Гражданской войны как интересному и важному яв лению культуры и политики посвятил две монографии, вышедшие в свет в начале этого столетия, историк М.А. Молчанов41. Резюмируя свои раз мышления, он подчеркнул в заключение, что, «создаваясь и функционируя в условиях идеологизации всех сторон жизни общества, российская газет ная пресса была основой глобального манипулирования общественным мнением со стороны властных структур и ведущих политических сил страны в годы революции и Гражданской войны». Вместе с тем, автор ука зывал, что газеты выполняли и информационные, и просветительские функции. Подчеркнем также, что они являются ценным источником по изучению этой сложной, драматичной и противоречивой эпохи. Размышляя об общей ситуации в сфере культуры в Советской России в период Гражданской войны, профессор B.JI. Соскин указывал, что в это время развивался двусторонний процесс: «военно-коммунистическая иде ология» проникалав культуру, которая в своюочередь с помощьюприсущих ей профессиональных средств способствовала ее распространению. Зарож дался особый тип культуры, который оказался продуктивным, благодаря особым, военным условиям, спрессовавшим во времени первоначальный процесс становления системы советского культурного строительства. Боль шевики, по мнению Соскина, проявили энергию и изобретательность, уме ние по-своему организовать дело, идейную сплоченность и пр., без чего не было бы их победы. Но многое из положительного имело, вместе с тем, подчеркивал этот историк, антидемократические черты, характеризовалось проявлениями волюнтаризма и пренебрежением историческим опытом42. В постсоветский период опубликован ряд монографий, посвященных истории Церкви, духовенства и их выбора между противоборствующими сторонами в годы Гражданской войны, а также сложным проблемам госу дарственно-церковных отношений в Советской России43. В условиях ши рокомасштабных военных действий «церковно-религиозный вопрос» на ходился на втором плане в политике советской власти, но с их ослаблени ем борьба с религией и церковью вновь набирала силу, а воинствующий атеизм становился важным составным компонентом советской политики и культурной революции44.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz