Голдин, В. И. Гражданская война в России сквозь призму лет : историографические процессы : монография / В. И. Голдин ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Сев.-Зап. секция науч. совета РАН по истории соц. реформ, движений и революций. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 333 с.

Противоречивые процессы деятельности высшей школы и науки в условиях военного времени, изменения их географии, рост числа вузов в стране и причины этого явления раскрываются главным образом в публи­ куемых научных статьях. Согласимся с профессором А.Н. Еремеевой, что при всех трудностях военного времени, именно «вузы выступали своеоб­ разным гарантом российского будущего, независимо от исхода бушевав­ шего противоборства»39. Процесс борьбы в высшей школе и противостоя­ ния вузовских коллективов советской власти в годы Гражданской войны исследован в первой главе монографии А.В. Квакина и Е.С. Постникова «Завоевание высшей школы», опубликованной в Москве в 2009 году40. Газетной прессе Гражданской войны как интересному и важному яв­ лению культуры и политики посвятил две монографии, вышедшие в свет в начале этого столетия, историк М.А. Молчанов41. Резюмируя свои раз­ мышления, он подчеркнул в заключение, что, «создаваясь и функционируя в условиях идеологизации всех сторон жизни общества, российская газет­ ная пресса была основой глобального манипулирования общественным мнением со стороны властных структур и ведущих политических сил страны в годы революции и Гражданской войны». Вместе с тем, автор ука­ зывал, что газеты выполняли и информационные, и просветительские функции. Подчеркнем также, что они являются ценным источником по изучению этой сложной, драматичной и противоречивой эпохи. Размышляя об общей ситуации в сфере культуры в Советской России в период Гражданской войны, профессор B.JI. Соскин указывал, что в это время развивался двусторонний процесс: «военно-коммунистическая иде­ ология» проникалав культуру, которая в своюочередь с помощьюприсущих ей профессиональных средств способствовала ее распространению. Зарож­ дался особый тип культуры, который оказался продуктивным, благодаря особым, военным условиям, спрессовавшим во времени первоначальный процесс становления системы советского культурного строительства. Боль­ шевики, по мнению Соскина, проявили энергию и изобретательность, уме­ ние по-своему организовать дело, идейную сплоченность и пр., без чего не было бы их победы. Но многое из положительного имело, вместе с тем, подчеркивал этот историк, антидемократические черты, характеризовалось проявлениями волюнтаризма и пренебрежением историческим опытом42. В постсоветский период опубликован ряд монографий, посвященных истории Церкви, духовенства и их выбора между противоборствующими сторонами в годы Гражданской войны, а также сложным проблемам госу­ дарственно-церковных отношений в Советской России43. В условиях ши­ рокомасштабных военных действий «церковно-религиозный вопрос» на­ ходился на втором плане в политике советской власти, но с их ослаблени­ ем борьба с религией и церковью вновь набирала силу, а воинствующий атеизм становился важным составным компонентом советской политики и культурной революции44.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz