Голдин, В. И. Гражданская война в России сквозь призму лет : историографические процессы : монография / В. И. Голдин ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Сев.-Зап. секция науч. совета РАН по истории соц. реформ, движений и революций. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 333 с.

начал во всех сферах жизни, в том числе в культуре, к неоднократному рассмотрению ЦК партии большевиков вопроса о Пролеткульте и к факти­ ческой ликвидации в том же году его автономии. Важным направлением исторических исследований в области куль­ туры в послеоктябрьский период является изучение процессов, происхо­ дивших в сфере образования. В противовес советской историографии, ко­ гда во главу угла ставилось изучение успехов и достижений в ней, расши­ рение возможностей доступа трудящихся к образованию, в постсоветский период центр тяжести сместился на критический анализ сделанного, слож­ ный и противоречивый процесс перемен в этой сфере. Наиболее ярко эти тенденции проявились, например, в монографии Т.Ю. Красовицкой «Российское образование между реформаторством и революционаризмом», которая, по существу, осудила большевиков за от­ каз от кадетской программы реформирования школьного образования. Критически анализируя и негативно характеризуя действия советской вла­ сти, указанный автор подчеркнула, что культурный код большевиков - имперско-державный, громогласный, хвастливый, назойливый - и таков был, по ее мнению, и стиль школьной реформы, главной целью которой было стремление воссоздать школу как политический институт. Красовиц- кая указала также, что «насилие было и методом, и культурным кодом большевиков». Центральной идеей большевиков, отметила она, была тру­ довая школа, но школа военного времени свидетельствовала, по ее мне­ нию, не только о бедности государства и населения, а и бедности профес­ сиональной, интеллектуальной. Возможности для учащихся получать об­ разование в 1917-1920 годах сократились, так же как и число школ, и уча­ щихся. Красовицкая подчеркнула, что учительство стало второй социаль­ ной группой по масштабам эмиграции после офицеров и солдат. Автор охарактеризовала советскую власть как антиинтеллектуальную, у которой не было своего багажа, а коммунизм - как великую оппозиционную идею, но которая привела только к разрушению в Советской России35. Более взвешенную оценку советские преобразования в указанной сфере получили в книге известного новосибирского исследователя и инте- лигентоведа ВЛ. Соскина «Формирование советской системы общего об­ разования», вышедшей в свет в 2000 году36. Анализу процесса реформиро­ вания школы и ее роли в российском обществе в революционную эпоху и в период НЭПа, проблемам формирования в ней «нового человека» посвя­ щена монография Е.М. Балашова, опубликованная в Санкт-Петербурге в 2003 году37. Изучение профессиональной деятельности северного учитель­ ства в период Российской революции и Гражданской войны, а также его отношений с властью, партиями и организациями, предпринято в моно­ графии архангельского историка А.В. Силина «Интеллигентный пролета­ рий», опубликованной в 2009 году38.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz