Голдин, В. И. Гражданская война в России сквозь призму лет : историографические процессы : монография / В. И. Голдин ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Сев.-Зап. секция науч. совета РАН по истории соц. реформ, движений и революций. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 333 с.
верждение коллективистских традиций, стремилась взять под контроль даже воспитание отдельного человека23. Иностранные исследователи уделяли большое внимание изучению борьбы в сфере культуры между сторонниками быстрого обновления, ра дикалами на культурном фронте, сторонниками стремительной культурной революции и противниками столь резких перемен. Британский историк К. Рид применительно к реформированию системы образования назвал первых «утопистами», а вторых «прагматиками», понимавшими, что в на стоящее время в связи с дефицитом человеческих и материальных ресур сов и с учетом того, что большинство преподавательского персонала не питало симпатий к большевикам, на повестке дня может стоять только частичная реформа образования24. В целом же, зарубежные исследователи, в отличие от российских, ставили на повестку дня и стремились осмыслить не столько конкретные проблемы культурного строительства и преобразований в отдельных от раслях культуры, но переплетение и взаимодействие культурных и иных компонентов меняющегося общества. Это касалось, например, взаимоот ношений культуры и политики, формирования новых культурных ориен тиров, мифов, архетипов, символики, праздников и фестивалей, взаимоот ношений полов, мужчин и женщин и др.25 В условиях разгоравшейся Гражданской войны и перехода к полити ке «военного коммунизма» усиливалось государственное вмешательство в сферу культуры. Но в культурной политике большевиков в годы войны шла борьба между сторонниками так называемой «мягкой» и «жесткой» линии, и в том числе в отношении интеллигенции. К числу первых относи лась значительная часть представителей старой «большевистской гвар дии», ее культурно-интеллектуальной элиты, а второй линии придержива лись представители молодого поколения партии большевиков, вступившие в нее в революционную эпоху, с невысоким культурным уровнем, сторон ники военно-коммунистической политики. Как отмечают исследователи, период с конца 1918-го и по 1919 год характеризовался определенным по воротом в сторону более «мягкого» курса культурной политики, отказом от непримиримости и военно-террористических мер в отношении старой интеллигенции в целях привлечения ее к сотрудничеству. И.Е. Казанин указал следующие факторы, повлиявшие на изменение политики большевиков в отношении интеллигенции в указанный период: смена доктринально-концептуальных представлений о мотивах ее деятель ности, отход от трактовки ее как служанки буржуазии; признание того, что она во многом руководствуется в своих действиях патриотизмом, профес сиональной этикой, демократическими традициями. Приходит осознание неэффективности военно-коммунистических мер в отношении к «исполь зованию» специалистов, например, трудовых мобилизаций. Более объек тивное отношение к интеллигенции и учет ее особенностей в политике
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz