Голдин, В. И. Гражданская война в России сквозь призму лет : историографические процессы : монография / В. И. Голдин ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Сев.-Зап. секция науч. совета РАН по истории соц. реформ, движений и революций. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 333 с.
интеллигенции - всё это обширный круг вопросов, в том числе непосред ственно относящихся и к 1919 году, часть из которых получила опреде ленное освещение в современной отечественной исторической литерату- ре . С финалом советской эпохи истории и с началом постсоветского пе риода, в 90-е годы минувшего века в отечественной исторической литера туре разгорелись споры и прежде всего по ключевым вопросам культурной политики большевиков. В центре их оказались сами понятия «революция» и «культура» и их соотношение, а также такое понятие и явление постре- волюционной России, как «культурная революция» и само авторство в разработке теории «культурной революции»18. Сущность и реалии «куль турной революции», и в том числе применительно к периоду Гражданской войны в России, также оказались предметом дискуссий. Если традициона листы считали возможным говорить об этом, то их оппоненты полагали несовместимыми сами понятия «революция» и «культура», считая необхо димым заменить их на «культурное строительство» или переустройство в этой сфере. «Культурная революция являлась наглядным свидетельством большевистского нетерпения и очень слабого понимания природы и сути социокультурных процессов», - читаем в одном из изданий, опубликован ных в конце XX века. По мнению авторов, само понятие «культурная ре волюция» сыграло роковую роль, ибо подразумевало под собой штурм, на тиск, решительные и быстрые действия, которые неприемлемы в такой сфере, как культура. В результате скромные достижения сочетались с очень серьезными доктринальными и организационными просчетами19. Часть авторов вообще считали невозможным говорить о позитивной динамике изменений в сфере культуры в условиях Гражданской войны, связывая это с потерями военного времени, разрушением, ломкой тради ций, репрессиями против интеллигенции, определяя эту эпоху, как отступ ление, регресс, анархию, хаос в области культурной жизни и т.п.20 Ключевые проблемы рассматриваемой темы и сами понятия «куль турная революция», «большевистская культура», как и соотношение поня тий «культура» и «революция», являлись предметом рассмотрения и дис куссий и в зарубежной историографии, начиная еще с «ревизионистской» литературы 80-х годов21. Известный британский историк П. Дьюкс в пре дисловию к сборнику «Культура и революция» указывал, что эти понятия противоречат друг другу, ибо «культура» предполагает медленное движе ние, а «революция» - быстрое и внезапное. Но он посчитал возможным при мирить их, если принять концепт «длинной революции», что, вместе с тем, означает отображение этого процесса, как более родственного эволюции22. Ш. Плаггенборг, постаравшийся в своей монографии раскрыть, как он выразился, «культурное лицо» Советской России, показал, что новая культура не только формировала, образовывала, давала руководство к дей ствию, воспитывала в духе нового режима, но и была направлена на ут
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz