Голдин, В. И. Армия в изгнании : страницы истории Русского общевоинского союза / В. И. Голдин ; Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Мурм. гос. пед. ун-т, Сев. ин-т предпринимательства. - Архангельск : Солти ; Мурманск : [б. и.], 2002. - 299 с.

последние годы боевой опыт, который необходимо было знать и ис­ пользовать в современной практике военного строительства и в во­ енном образовании. В начале 20-х годов генерал Головин при под­ держке генерала Врангеля основал кружки военного самообразова­ ния, куда посылались по мере печатания оттиски глав его вышеназванной работы. В 1922 году эти кружки были объединены в «Курсы Высшего военного самообразования». 22 марта 1927 года в Париже после нескольких лет подготови­ тельной работы были открыты Высшие военно-научные курсы, воз­ главляемые генералом Н.Н. Головиным. В основу их была положе­ на система обучения в Николаевской военной академии. Прохожде­ ние курса было рассчитано на 4,5 - 5 лет. К преподаванию были привлечены ведущие русские военные ученые-эмигранты. В письме генерала Головина от 3 декабря 1928 года задачи Зарубежных Выс­ ших военно-научных курсов определялись следующим образом: 1) привлечь широкий командный состав бывшей Армии для военно­ научной разработки многочисленных вопросов, выдвинутых миро­ вой войной; 2) издание военно-научных работ для распространения военных знаний среди русского офицерства по различным странам мира; 3) возможность многочисленным русским офицерам в Париже получить высшее военное образование в рамках современной воен­ ной академии. Он информировал, что к настоящему времени при­ влечены 16 лиц в качестве лекторов для разработки важнейших от­ делов военной науки; напечатано более 25,00 страниц военно-науч­ ных трудов; среди 86 обучаемых слушателей 47 были старшего класса, 39 - младшего класса и около 30 вольнослушателей116. Для чинов РОВСа была создана также Офицерская школа усо­ вершенствования военных знаний, в которой они знакомились с но­ вейшими достижениями мировой военной науки. Руководство Со­ юза принимало и активные шаги по привлечению в его состав и военному обучению эмигрантской молодежи. С этой целью в 20-е годы в ряде стран Европы была создана сеть военно-учебных заве­ дений по образцу существовавших в императорской России воен­ ных училищ и кадетских корпусов. Создавались общества военно­ го самообразования и военного воспитания молодежи с целью фор­ мирования резервов военных кадров Русской армии. Генерал Врангель издал в 1926 году циркуляр о приеме молодых эмигран­ тов в войсковые части и полковые объединения в качестве канди­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz