Столица красивой тундры / [сост. А. Б. Глухов ; АО «Кольская ГМК»]. – Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2017. - 208 с. : ил., фот.

Начало большого пути Подъем провалившейся под лед грузовой машины на озере Имандра. Фото 1934 года. Буксирный пароход «Североникель» с усиленным корпусом. Город и строящиеся цеха ком­ бината «Североникель» были разбросаны вокруг Монче-губы, Нюдозера и озера Лумболка, и ус­ ледить за всеми событиями было трудно. Поэтому с осени 1935 года стала выходить газета «В бой за никель» (впоследствии - «Север­ ный металлург», «Мончегорский рабочий»), основанная специ­ ально для сплочения коллектива строителей комбината и метал­ лургов. Газета регулярно сообща­ ла о том, что делалось на рудниках Ниттис и Кумужье, как строились опытный комбинат, обогатитель­ ная фабрика и основные цеха. Отдаленность Монче-тундры от основной Кировской железно­ дорожной магистрали серьезно осложняла строительство. Отсут­ ствие транспорта было серьезной проблемой в жизни поселка: по ледовой трассе озера люди шли восемнадцать километров от стан­ ции Имандра до Монче-Губы. Путь через озеро Имандра назы­ вали «дорогой жизни». Первые геологи волокли на себе санки с поклажей. Позднее для перевоз­ ки грузов использовались лоша­ ди с повозками, затем появились машины и тракторы с санями. Но студеное озеро Имандра зареко­ мендовало себя как крайне нена­ дежный путь к Монче. Геолог Николай Зонтов вспо­ минает: «Однажды под лед прова­ лился трактор, водитель которого успел выскочить на лед. Потом вызывали водолазов, поднимали трактор со дна. Летом по озеру плавали моторные боты. А ког­ да на Имандре появился первый буксирный пароход с названием «Североникель», это было боль­ шим праздником». Материалы на стройку уда­ валось завозить только летом на буксирах, а зимой (с риском по­ терять и технику, и людей) - гу­ сеничным или автотранспортом по льду. Поэтому все понимали, как необходима была железная дорога. Было сделано два проек­ та: западный - на 48 километров более чем за 7 миллионов рублей и восточный - протяженностью 43 километра и примерно на пол­ миллиона дешевле. Группа ин­ женеров и техников «Северони- келя» предложила свой вариант, по которому длина трассы была всего 38,6 километра, а требуемая на строительство сумма составила всего пять с небольшим миллио­ нов. Уже в первых числах ноября 1935 года изыскания закончи­ лись, проект утвердили и 5 ноя­ бря приступили к строительным работам. За три зимних месяца и семь дней была проложена маги­ страль (Оленья - Монча-Сорти- ровочная) протяженностью 32 ки­ лометра. 12 февраля 1936 года в 11 ча­ сов со станции Оленья вышел пер­ вый поезд. В составе было семь вагонов со строительными мате­ риалами для проведения стаха­ новской декады. 9 марта появилось новое же­ лезнодорожное подразделение, работа которого резко увеличила темпы строительства. Строительство железнодорожной ветки на промстрой. Фото 1937 года. 40 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz