Столица красивой тундры / [сост. А. Б. Глухов ; АО «Кольская ГМК»]. – Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2017. - 208 с. : ил., фот.
Начало большого пути Подъем провалившейся под лед грузовой машины на озере Имандра. Фото 1934 года. Буксирный пароход «Североникель» с усиленным корпусом. Город и строящиеся цеха ком бината «Североникель» были разбросаны вокруг Монче-губы, Нюдозера и озера Лумболка, и ус ледить за всеми событиями было трудно. Поэтому с осени 1935 года стала выходить газета «В бой за никель» (впоследствии - «Север ный металлург», «Мончегорский рабочий»), основанная специ ально для сплочения коллектива строителей комбината и метал лургов. Газета регулярно сообща ла о том, что делалось на рудниках Ниттис и Кумужье, как строились опытный комбинат, обогатитель ная фабрика и основные цеха. Отдаленность Монче-тундры от основной Кировской железно дорожной магистрали серьезно осложняла строительство. Отсут ствие транспорта было серьезной проблемой в жизни поселка: по ледовой трассе озера люди шли восемнадцать километров от стан ции Имандра до Монче-Губы. Путь через озеро Имандра назы вали «дорогой жизни». Первые геологи волокли на себе санки с поклажей. Позднее для перевоз ки грузов использовались лоша ди с повозками, затем появились машины и тракторы с санями. Но студеное озеро Имандра зареко мендовало себя как крайне нена дежный путь к Монче. Геолог Николай Зонтов вспо минает: «Однажды под лед прова лился трактор, водитель которого успел выскочить на лед. Потом вызывали водолазов, поднимали трактор со дна. Летом по озеру плавали моторные боты. А ког да на Имандре появился первый буксирный пароход с названием «Североникель», это было боль шим праздником». Материалы на стройку уда валось завозить только летом на буксирах, а зимой (с риском по терять и технику, и людей) - гу сеничным или автотранспортом по льду. Поэтому все понимали, как необходима была железная дорога. Было сделано два проек та: западный - на 48 километров более чем за 7 миллионов рублей и восточный - протяженностью 43 километра и примерно на пол миллиона дешевле. Группа ин женеров и техников «Северони- келя» предложила свой вариант, по которому длина трассы была всего 38,6 километра, а требуемая на строительство сумма составила всего пять с небольшим миллио нов. Уже в первых числах ноября 1935 года изыскания закончи лись, проект утвердили и 5 ноя бря приступили к строительным работам. За три зимних месяца и семь дней была проложена маги страль (Оленья - Монча-Сорти- ровочная) протяженностью 32 ки лометра. 12 февраля 1936 года в 11 ча сов со станции Оленья вышел пер вый поезд. В составе было семь вагонов со строительными мате риалами для проведения стаха новской декады. 9 марта появилось новое же лезнодорожное подразделение, работа которого резко увеличила темпы строительства. Строительство железнодорожной ветки на промстрой. Фото 1937 года. 40 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz