Столица красивой тундры / [сост. А. Б. Глухов ; АО «Кольская ГМК»]. – Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2017. - 208 с. : ил., фот.

Звонок в брезентовой палатке Школа № 1 на Монче. Фото 1937 года. Первый педагогический коллектив школы № 1. Фото 1938 года. В далеком 1932-м в брезенто­ вой палатке прозвучал первый школьный звонок для 11 детей геологов, приехавших на строи­ тельство города в Монче-тундру. И сделан он был из пустой кон­ сервной банки. Звонок был тихим, дребезжащим. Но это был звонок, прозвучавший за 5 лет до офици­ ального образования города Мон­ чегорска. А вскоре был издан при­ каз об открытии первой началь­ ной школы. В 1933 году она переехала в небольшое деревянное здание, а в 1936-м были выстроены насто­ ящие каменные школы: № 1 - в поселке Монча и № 2 - на улице Строительной. В 30-е годы госу­ дарственная и партийная полити­ ка СССР была направлена на ста­ новление системы образования и повышение ее роли в экономиче­ ском и культурном строительстве. Но поступательный путь был прерван войной. Учителя и уче­ ники надели шинели. В школах развернулись госпитали, были организованы интернаты для вы­ везенных из Мурманска школь­ ников. Несмотря на это, система образования совершенствовалась. В 50-е годы трудно шел процесс очищения духовной жизни обще­ ства, в том числе и сферы образо­ вания, от влияния культа лично­ сти Сталина. А уроки требовалось строить по строго определенной схеме, без экспериментов. Но уже к концу десятилетия появляются первые ростки гуманистической педагогики, которые находят дальнейшее развитие с наступле­ нием периода хрущевской «от­ тепели» 60-х. В это время высо­ кими темпами идет строительство школ: введены в строй школы № 4, 12, 14, 17, 18. В 60-70-е доминирует поли­ техническое образование. Боль­ шое внимание уделяется тру­ довому воспитанию. Ученики знакомятся с конкретным про­ изводством, в планы учителей в обязательном порядке вклю­ чаются экскурсии на промыш­ ленные предприятия, живот­ новодческие фермы. Вводится производственная практика. Ор ­ ганизуются сборы макулатуры, металлолома. Вступают в пору своего рас­ цвета общественные движения и молодежные политические орга­ низации, а школьники активно включаются в общественно полез­ ный труд. В 1972 году в новое здание переехала школа № 1. В даль­ нейшем в школах принимается система мер по внедрению основ производства. Местами работы старшеклассников становятся хлебокомбинат, орс комбината «Североникель», узел связи, ле­ чебные учреждения. 80-е годы запомнились как очередной этап реформирова­ ния. Прежде всего это переход к 11-летнему образованию и ко все­ общему среднему образованию. В это же время появляется возможность экспериментиро­ вать. Начинается отход от единых типов учебных заведений, разра­ батываются вариативные учебные планы и программы. Налажива­ ются связи «школа - вуз». Шко­ лы включаются в эксперимент по раннему обучению иностранному языку, по 4-летнему начальному обучению на базе детского сада, в школах № 1 и 2 внедряется зачет­ ная система. В непростые 90-е система об­ разования в городе удержалась и модернизировалась. Через год по­ сле выборов мэра в Мончегорске были открыты Кольский филиал Петрозаводского государствен­ ного университета, специализи­ рованная коррекционная школа открытого типа, филиал школы № 14, в более просторное здание переехала вечерняя школа. Слесарная практика. Фото 1961 года. Средняя школа № 14. Фото начала 1960-х годов. 158 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz