Столица красивой тундры / [сост. А. Б. Глухов ; АО «Кольская ГМК»]. – Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2017. - 208 с. : ил., фот.
Звонок в брезентовой палатке Школа № 1 на Монче. Фото 1937 года. Первый педагогический коллектив школы № 1. Фото 1938 года. В далеком 1932-м в брезенто вой палатке прозвучал первый школьный звонок для 11 детей геологов, приехавших на строи тельство города в Монче-тундру. И сделан он был из пустой кон сервной банки. Звонок был тихим, дребезжащим. Но это был звонок, прозвучавший за 5 лет до офици ального образования города Мон чегорска. А вскоре был издан при каз об открытии первой началь ной школы. В 1933 году она переехала в небольшое деревянное здание, а в 1936-м были выстроены насто ящие каменные школы: № 1 - в поселке Монча и № 2 - на улице Строительной. В 30-е годы госу дарственная и партийная полити ка СССР была направлена на ста новление системы образования и повышение ее роли в экономиче ском и культурном строительстве. Но поступательный путь был прерван войной. Учителя и уче ники надели шинели. В школах развернулись госпитали, были организованы интернаты для вы везенных из Мурманска школь ников. Несмотря на это, система образования совершенствовалась. В 50-е годы трудно шел процесс очищения духовной жизни обще ства, в том числе и сферы образо вания, от влияния культа лично сти Сталина. А уроки требовалось строить по строго определенной схеме, без экспериментов. Но уже к концу десятилетия появляются первые ростки гуманистической педагогики, которые находят дальнейшее развитие с наступле нием периода хрущевской «от тепели» 60-х. В это время высо кими темпами идет строительство школ: введены в строй школы № 4, 12, 14, 17, 18. В 60-70-е доминирует поли техническое образование. Боль шое внимание уделяется тру довому воспитанию. Ученики знакомятся с конкретным про изводством, в планы учителей в обязательном порядке вклю чаются экскурсии на промыш ленные предприятия, живот новодческие фермы. Вводится производственная практика. Ор ганизуются сборы макулатуры, металлолома. Вступают в пору своего рас цвета общественные движения и молодежные политические орга низации, а школьники активно включаются в общественно полез ный труд. В 1972 году в новое здание переехала школа № 1. В даль нейшем в школах принимается система мер по внедрению основ производства. Местами работы старшеклассников становятся хлебокомбинат, орс комбината «Североникель», узел связи, ле чебные учреждения. 80-е годы запомнились как очередной этап реформирова ния. Прежде всего это переход к 11-летнему образованию и ко все общему среднему образованию. В это же время появляется возможность экспериментиро вать. Начинается отход от единых типов учебных заведений, разра батываются вариативные учебные планы и программы. Налажива ются связи «школа - вуз». Шко лы включаются в эксперимент по раннему обучению иностранному языку, по 4-летнему начальному обучению на базе детского сада, в школах № 1 и 2 внедряется зачет ная система. В непростые 90-е система об разования в городе удержалась и модернизировалась. Через год по сле выборов мэра в Мончегорске были открыты Кольский филиал Петрозаводского государствен ного университета, специализи рованная коррекционная школа открытого типа, филиал школы № 14, в более просторное здание переехала вечерняя школа. Слесарная практика. Фото 1961 года. Средняя школа № 14. Фото начала 1960-х годов. 158 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz