Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.

Причал первой очереди апатитового комплекса, сданного в эксплуатацию в 1957 г. живая площадь порта едва достигала тре­ ти довоенной. Решительного обновления требовали энергоснабжение и телефонная связь. Ввиду отсутствия необходимых ма­ териалов, механизмов и приспособлений неожиданные технические решения стали повседневной практикой портовиков. На­ пример, во время реконструкции одного из причалов Мурманского порта потребова­ лись длинномерные деревянные сваи, ко­ торых не было. Местные умельцы приспо­ собились склеивать их из досок, что позво­ ляло придавать этим сваям практически любую длину. Причал на склеенных сваях просуществовал в порту до 70-х годов. Основная масса чертежей и схем порта была утрачена во время бомбежек и вызванных ими пожаров, поэтому многие работы по восстановлению и реконструк­ ции порта в первые послевоенные годы велись вслепую, по памяти. И все же они были выполнены благодаря начальнику техотдела Зосиму Александровичу Б а­ лакшину, который хорошо знал техниче­ ское состояние зданий и сооружений, рас­ положение коммуникаций, количество и характер повреждений, а также то, каким образом повреждение было устранено. В 1953 году в порту началась рекон­ струкция, связанная с созданием первой Выгрузка рыбопродукции с плавбазы «Григорий Лысенко» в Мурманском морском торговом порту 4 Вариант выгрузки рыбы «судно - вагон»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz