Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.

Угол причалов № 2 и № 3, поврежденный немецкой авиацией Восстановление причала № 2, 1950-е гг. Послевоенная застройка жилого района портовиков на улице Челюскинцев, 1949 г. Умбе, Чупе, Ковде и других пунктах побе­ режья Белого моря были собраны тысячи кубометров деловой древесины, которая на баржах или по железной дороге до­ ставлялась в Мурманск, затем разделы ­ валась на брусья и доски, необходимые на стройплощадках. Порт на собственном лесозаводе заготавливал детали для строящихся и восстанавливаемых ж и ­ лых домов. Восстановление разрушенного хо­ зяйства сначала вела собственная ремонт­ но-строительная контора порта, но вско­ ре стало ясно, что в одиночку выполнить эту задачу ей не под силу. Слишком вели­ ки были объемы капитального строитель­ ства, не говоря уже о полном восстановле­ нии и последующей генеральной рекон­ струкции. В 1949 году для этих целей соз­ дали строительное управление № 7, кото­ рое впоследствии было преобразовано в СУ-416, а затем - в трест «Мурманскмор- строй». Большинство портовых сооружений и причалов во время войны сильно по­ страдали от бомбардировок, а немногие уцелевшие не могли быть использованы из-за ветхости. К тому же в порту не было ни одного механизированного причала. Кроме необходимости срочной рекон­ струкции причалов надо было провести и дноуглубительные работы. Действующая,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz