Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.
i Механическая ручная сирена для подачи звукового сигнала воздушной тревоги < Выгрузка танков, доставленных в Мурманск по договору ленд-лиза ф раза «Передовая проходила по нашим причалам» обретала реальный смысл. Не сумев захватить Мурманск, про тивник обрушил на него всю мощь бом бардировочной авиации. Но в первую во енную зиму главной проблемой организа ции грузовых операций стали не бомбеж ки, а проведенная накануне эвакуация людей и оборудования. Большая часть су дов порта была передана Северному фло ту либо мобилизована на обеспечение войсковых перевозок. Несмотря на не хватку рабочих рук, около шестисот пор товиков - почти треть коллектива - ушли на фронт. Попытки заменить квалифици рованных грузчиков людьми, не подлежа щими призыву по возрасту и здоровью, привели к недопустимому увеличению времени обработки судов. Существенную помощь порту ока зал начальник Главсевморпути уполномо ченный Государственного Комитета Обо роны по морским перевозкам на Севере Иван Дмитриевич Папанин. В конце ян варя 1942 года при его содействии в М ур манск из Архангельска приехали около Установка паровозного котла. Сборка американских паровозов производилась непосредственно у борта судна тысячи портовиков. Оттуда же достави ли необходимые для разгрузки судов пор тальные краны. Папанин приехал в Мурманск в де кабре 1941-го. В то время из Исландии уже шел первый союзный караван, на правлявшийся в Мурманск, а у причала швартовался советский пароход «Декаб рист» - первый, прибывший из-за океа на с военными грузами. Уполномоченный ГКО и руководство края поздравили ка питана «Декабриста» С. П. Беляева с при бытием, а тот рассказал, как прошло пла вание. На подходе к Кольскому заливу пароход был атакован немецкими бомбар дировщиками. Из трех бомб, сброшенных на «Декабрист», две взорвались в воде, не причинив вреда судну, а третья попа ла в трюм, где лежали бочки с бензином, и... не взорвалась. Боцман Петров-Стари- кович и семь матросов бросились в твин дек, осторожно вынесли бомбу на палубу и вывалили за борт. И. Д. Папанин и руководитель об ласти М. И. Старостин продолжали ра боту по организации грузовых операций Мурманского торгового порта. Для этого потребовалась мобилизация военнообя занных Рязанской и Тульской областей старшего возраста, годных к физическо му труду. Она дала порту две тысячи ра бочих, к ним прибавилось около полутора тысяч мурманчан. Так удалось создать ко стяк кадровых рабочих порта - бригади ров, стивидоров, грузчиков. В 1942 году в порту трудились постоянно уже 4700 че ловек. Здесь сформировали сводный гру зовой полк. В результате причалы пяти грузовых районов позволяли одновре менно разгружать 14 судов. В Мурманск прибывали тысячи лю дей. Их надо было размещать, одевать, обеспечивать питанием. Катастрофиче ски не хватало жилья. Нужно было стро ить, и строить быстро. И строили. Ремон тировали уцелевшие от огня общежития. Соорудили 52 просторные землянки на 1300 человек. Если проблема размещения людей была кое-как решена, то с питанием дело оказалось гораздо сложнее. И без того не большие продовольственные резервы об ласти почти целиком были переданы пор ту, но и их все равно не хватало. Папанин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz