Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.

i Механическая ручная сирена для подачи звукового сигнала воздушной тревоги < Выгрузка танков, доставленных в Мурманск по договору ленд-лиза ф раза «Передовая проходила по нашим причалам» обретала реальный смысл. Не сумев захватить Мурманск, про­ тивник обрушил на него всю мощь бом­ бардировочной авиации. Но в первую во­ енную зиму главной проблемой организа­ ции грузовых операций стали не бомбеж­ ки, а проведенная накануне эвакуация людей и оборудования. Большая часть су­ дов порта была передана Северному фло ­ ту либо мобилизована на обеспечение войсковых перевозок. Несмотря на не­ хватку рабочих рук, около шестисот пор­ товиков - почти треть коллектива - ушли на фронт. Попытки заменить квалифици ­ рованных грузчиков людьми, не подлежа­ щими призыву по возрасту и здоровью, привели к недопустимому увеличению времени обработки судов. Существенную помощь порту ока­ зал начальник Главсевморпути уполномо­ ченный Государственного Комитета Обо­ роны по морским перевозкам на Севере Иван Дмитриевич Папанин. В конце ян ­ варя 1942 года при его содействии в М ур­ манск из Архангельска приехали около Установка паровозного котла. Сборка американских паровозов производилась непосредственно у борта судна тысячи портовиков. Оттуда же достави­ ли необходимые для разгрузки судов пор­ тальные краны. Папанин приехал в Мурманск в де­ кабре 1941-го. В то время из Исландии уже шел первый союзный караван, на­ правлявшийся в Мурманск, а у причала швартовался советский пароход «Декаб­ рист» - первый, прибывший из-за океа­ на с военными грузами. Уполномоченный ГКО и руководство края поздравили ка­ питана «Декабриста» С. П. Беляева с при­ бытием, а тот рассказал, как прошло пла­ вание. На подходе к Кольскому заливу пароход был атакован немецкими бомбар­ дировщиками. Из трех бомб, сброшенных на «Декабрист», две взорвались в воде, не причинив вреда судну, а третья попа­ ла в трюм, где лежали бочки с бензином, и... не взорвалась. Боцман Петров-Стари- кович и семь матросов бросились в твин­ дек, осторожно вынесли бомбу на палубу и вывалили за борт. И. Д. Папанин и руководитель об­ ласти М. И. Старостин продолжали ра­ боту по организации грузовых операций Мурманского торгового порта. Для этого потребовалась мобилизация военнообя­ занных Рязанской и Тульской областей старшего возраста, годных к физическо­ му труду. Она дала порту две тысячи ра­ бочих, к ним прибавилось около полутора тысяч мурманчан. Так удалось создать ко­ стяк кадровых рабочих порта - бригади­ ров, стивидоров, грузчиков. В 1942 году в порту трудились постоянно уже 4700 че­ ловек. Здесь сформировали сводный гру­ зовой полк. В результате причалы пяти грузовых районов позволяли одновре­ менно разгружать 14 судов. В Мурманск прибывали тысячи лю­ дей. Их надо было размещать, одевать, обеспечивать питанием. Катастрофиче­ ски не хватало жилья. Нужно было стро­ ить, и строить быстро. И строили. Ремон­ тировали уцелевшие от огня общежития. Соорудили 52 просторные землянки на 1300 человек. Если проблема размещения людей была кое-как решена, то с питанием дело оказалось гораздо сложнее. И без того не­ большие продовольственные резервы об­ ласти почти целиком были переданы пор­ ту, но и их все равно не хватало. Папанин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz