Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.

i В. Е. Ляхницкий с мамой на даче в окрестностях Петрограда В. Е. Ляхницкий с учащимися Рабочего факультета, 1926 г. Валериан Евгеньевич Ляхницкий. Фото 1930-х гг. портов Севера и Запада (Севзаппроек- тпортиз). В 1928-1934 годах В. Е. Л я х ­ ницкий - член наблюдательного совета по сооружению Волховской гидроэлек­ тростанции, председатель техническо­ го совета Государственного института по проектированию на водном транспорте. С 1930-го - член научно-технического со­ вета Наркомата водного транспорта, при этом он до конца жизни оставался членом научно-технического совета Министер­ ства речного флота. В течение 30 лет, начиная с 1930 года, Л яхницкий в качестве постоянного кон­ сультанта принимал участие в проектиро­ вании и реконструкции многих существу­ ющих портов (Ленинградского, Мурман­ ского и Архангельского) и создании но­ вых: речных портов Волжского и Каспий­ ского бассейнов, Сочинского, ряда портов в Арктике и на Дальнем Востоке. В наше время не мыслится ручная по­ грузка и выгрузка судов. А в 1928 году, на­ кануне 1-й пятилетки индустриализации и технического перевооружения, 98 про­ центов всех грузов в отечественных пор­ тах перегружалось вручную. Нужно было менять ситуацию кардинально. И тут по­ лученный в России и за рубежом опыт и знания Ляхницкого очень пригодились. Уже в 1920 году он выпустил книгу «Обо­ рудование торговых портов». В 1926 году выходят в свет еще две важные работы: «Курс морских и речных портов» и «Ме­ ханизация перегрузок на внутренних вод­ ных путях». В последующие три года под его руководством издаются капитальные труды по организации и механизации по- грузо-разгрузочных работ. В двадцатые годы Россия постепен­ но оправляется от разрухи, порожденной мировой и гражданской войнами, револю­ цией, восстанавливает, а затем и модерни­ зирует народное хозяйство. Лучш ая часть дореволюционной интеллигенции вклю­ чается в эту работу. Надо было думать о развитии страны, о ее будущем, о людях. В 1921-м по всероссийскому конкур­ су Валериан Евгеньевич был избран про­ фессором кафедры оборудования портов в Институте путей сообщения, препода­ вал сразу в нескольких вузах: Ленинград-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz