Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.
Вид из порта на центральную часть Мурманска, 1928 г. работал с перерывами. В том же году в бу дущей столице Кольского Заполярья от крылся первый книжный магазин. Летом 1923 года Дорожно-экскурсионное бюро начало организовывать экскурсии по Кольскому полуострову и Мурманску: на радиостанцию, которая находилась на Горелой горе, на биологическую станцию в Александровске, к водопаду Падун на Туломе, на Имандру и в другие живопис ные места Кольского края. Приезжие обращали внимание на оживленную работу порта, на территории которого гудели паровозы, маневрирова ли железнодорожные составы. У прича лов порта дымили трубы пароходов, бы стро шла разгрузка и погрузка, сновали грузчики. Они - самые разгульные и са мые богатые по заработку в городе люди, но капитаны иностранных пароходов хо рошо отзывались о темпе и качестве их работы. Регулярные внешнеэкономические перевозки Советской России через М ур манск начались в конце 1920 года, когда в порту под выгрузку встали два норвеж ских судна с каменным углем. 670 комму нистов и комсомольцев из-за отсутствия перегрузочной техники двое суток раз гружали суда с помощью мешков и кор зин. Всего в ту зиму мурманчане разгру зили 30 пароходов, доставивших замерза ющей стране более 70 тысяч тонн угля. В мае 1924 года управление порта ми Мурманск и Кемь с приписными пор- топунктами Александровск, Сорока, Ке- реть, Ковда и Кандалакша было переда но правлению Мурманской железной до роги. Это позволило объединить финан совые и технические средства, сократить штаты и задать общей работе по колони зации Кольского края единое направле ние, правильно ее скоординировать. На восстановление и обновление порта доро га бросила значительные средства и рабо чую силу В этот период портовики ежегод но обрабатывали по шесть сотен судов, в том числе более сотни - иностранных. В 1927-м грузооборот составил 552 тысячи тонн. При этом все операции по погруз ке и выгрузке выполнялись досрочно. В 1925 году грузооборот в порту снизил ся из-за того, что осенью и зимой часть судов перенаправили на Ленинград. Но уже к Новому году ледовая обстановка IIIIIIII 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz