Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.

Вид из порта на центральную часть Мурманска, 1928 г. работал с перерывами. В том же году в бу­ дущей столице Кольского Заполярья от­ крылся первый книжный магазин. Летом 1923 года Дорожно-экскурсионное бюро начало организовывать экскурсии по Кольскому полуострову и Мурманску: на радиостанцию, которая находилась на Горелой горе, на биологическую станцию в Александровске, к водопаду Падун на Туломе, на Имандру и в другие живопис­ ные места Кольского края. Приезжие обращали внимание на оживленную работу порта, на территории которого гудели паровозы, маневрирова­ ли железнодорожные составы. У прича­ лов порта дымили трубы пароходов, бы­ стро шла разгрузка и погрузка, сновали грузчики. Они - самые разгульные и са­ мые богатые по заработку в городе люди, но капитаны иностранных пароходов хо­ рошо отзывались о темпе и качестве их работы. Регулярные внешнеэкономические перевозки Советской России через М ур­ манск начались в конце 1920 года, когда в порту под выгрузку встали два норвеж ­ ских судна с каменным углем. 670 комму­ нистов и комсомольцев из-за отсутствия перегрузочной техники двое суток раз­ гружали суда с помощью мешков и кор­ зин. Всего в ту зиму мурманчане разгру­ зили 30 пароходов, доставивших замерза­ ющей стране более 70 тысяч тонн угля. В мае 1924 года управление порта­ ми Мурманск и Кемь с приписными пор- топунктами Александровск, Сорока, Ке- реть, Ковда и Кандалакша было переда­ но правлению Мурманской железной до­ роги. Это позволило объединить финан ­ совые и технические средства, сократить штаты и задать общей работе по колони­ зации Кольского края единое направле­ ние, правильно ее скоординировать. На восстановление и обновление порта доро­ га бросила значительные средства и рабо­ чую силу В этот период портовики ежегод­ но обрабатывали по шесть сотен судов, в том числе более сотни - иностранных. В 1927-м грузооборот составил 552 тысячи тонн. При этом все операции по погруз­ ке и выгрузке выполнялись досрочно. В 1925 году грузооборот в порту снизил­ ся из-за того, что осенью и зимой часть судов перенаправили на Ленинград. Но уже к Новому году ледовая обстановка IIIIIIII 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz