Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.

О кончание Гражданской войны и восстановление советской вла­ сти на Русском Севере принесли Мурман­ ску не только мир, но и новые проблемы. Временный порт, созданный «по обсто­ ятельствам военного времени», оказал ­ ся ненужным, население молодого города стремительно сокращалось. И в это время проявилась особенность, заложенная в са­ мом начале истории порта и города. Р аз­ витие Мурманска активизировалось в пе­ риоды, когда перед ними ставились мас­ штабные государственные задачи. Разоренная революцией и войной страна остро нуждалась в топливе и про­ довольствии. Спасительным для Петро­ града в первую послевоенную зиму стал уголь, доставленный через незамерза­ ющий Кольский залив (с тех пор уголь станет одним из основных грузов порта). Мурманский порт сыграл важную роль в организации Карских экспедиций, до­ ставке продовольствия через устья си­ бирских рек и расширении рыбных про­ мыслов Мурмана. Это заставило обратить внимание на необходимость восстановле­ ния железной дороги и возобновления ра­ боты порта. Причалы Мурманского порта, 1920 г. i На погрузочных операциях преобладал ручной труд Мурманск, 1927 г. Слева - первая электростанция (сооружена в 1917 г. ), на заднем плане - строящееся каменное здание Транспортно­ потребительского общества (с 1989 г. - Мурманский областной художественный музей) Не хватало самого необходимого. В распоряжении порта осталось 13 действу­ ющих судов общей грузоподъемностью всего 1750 тонн. Еще 24 были непригодны к эксплуатации, а 9 требовали капиталь­ ного ремонта. При этом у молодой Совет­ ской республики возможности пополнить флот новыми техническими средствами и судами не было. Порту необходимо было выходить из положения самостоятельно, без посторонней помощи, что портовики и сделали, создав на Дровяном новое под­ разделение - механико-судовую службу. С 1923 по 1926 год порт возглавлял А. Ф. Минеев. Благодаря его усилиям уда­ лось приобрести плавучий док, который давно был насущно необходим порту. Как писал Минеев в Центральное управле­ ние морского флота, «отсутствие в порту плавучего дока отзывается отрицатель­ ным образом на посещении Мурманска как иностранными, так и равно русскими

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz