Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.

ПЛАНЪ . P.V““^ГНГ- ГТТ! Г чГ**1!гГ<1 гЪпвЛв^нймъ Г^Г.ПА^г а *-тр?йнвъ пч^мянтг!агп гутрта. й л чЛ .-^--Т * ^гвА*». В. Е. Ляхницкий производит съемку панорамной фотокамерой < План проектируемого Мурманского глубокого торгового порта грузооборотом 115 миллионов пудов развернутая историческая справка об изыскательских работах и развитии идеи портового строительства на Русском Се­ вере. Интересно, что кроме руководства изысканиями и разработки проекта порта Валериан Евгеньевич лично производил фотосъемку местности и хода проведения работ. Фотоснимки, выполненные на вы ­ соком профессиональном уровне, предна­ значались для иллюстрации отчета, а спу­ стя полвека, попав в фонды Мурманского областного краеведческого музея, стали достоянием общества, бесценным истори­ ческим источником. Уже был составлен план работ управ­ ления на следующий, 1918 год, но к концу 1917 года строительные работы в порту были свернуты, строители покинули М ур­ манск. Правительство большевиков, при­ шедшее к власти в конце октября, нача­ ло переговоры с Германией о перемирии. В ответ союзники резко уменьшили по­ ставку военных грузов. Завершение стро­ ительства, ставшего вдруг ненужным, по­ ставило под вопрос дальнейшее развитие Мурманского порта. Начавшаяся вскоре Гражданская война проложила непреодолимую гра­ ницу между людскими судьбами. Име­ на многих первостроителей Мурманско­ го порта, уехавших в эмиграцию или по­ павших под репрессии, оказались забыты. Трагически оборвалась жизнь П. Г. Ми- нейко - он был убит в феврале 1920 года во время падения Северной области. Судьбы других стали частью истории советского строительства. Закончилась война, и стране потребовались знания и опыт российских инженеров. Продолжи­ ли свою деятельность профессор В. Е. Ти- монов, инженер А. П. Палчевский и мно­ гие другие люди, общим для которых ста­ ла работа, преобразившая северный край. Г. Я. Наливайко после восстановле­ ния советской власти на Севере вернул­ ся в Архангельск и продолжил работы по проектированию морских портов в устьях северных рек. Энтузиаст-краевед, Геор­ гий Яковлевич стал одним из организа­ торов Северного отделения Географиче­ ского общества СССР и в течение многих лет был его бессменным председателем. Встреча друзей. Г. Я. Наливайко и В. Е. Ляхницкий. Ленинград, 1949 г. Именем известного специалиста морского транспорта было названо судно техниче­ ского флота. Заслуги Бориса Евгеньевича Ведене­ ева, ставшего академиком, ведущим спе- циалистом-гидротехником, одним из ру­ ководителей строительства гидроэлектро­ станций (в том числе Волховской, Дне­ провской и Кондопожской), были отмече­ ны не только правительственными орде­ нами и государственными премиями. Его имя после кончины в 1946 году было при­ своено Всесоюзному научно-исследова­ тельскому институту гидротехники. Впереди у Валериана Евгеньеви­ ча Ляхницкого была длинная жизнь. Та­ кая же длинная, сложная и славная судь­ ба ожидала и его творение - Мурманский порт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz