Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.

Южное колено Кольского залива к югу от строящегося порта. Справа - триангуляционный знак и репер на мысе Варничном. На рейде - крейсер «Аскольд», 1917 г. мирного времени, когда соседство военно­ го и торгового портов неизбежно порож ­ дало массу проблем. Не имея задания на проектирование портовых территорий на площади Базы, он находит необычное решение - пору­ чает разработку обоснования расшире­ ния порта своим студентам С. С. Розову и В. В. Валединскому в качестве диплом­ ных проектов, а чтобы эта работа смогла иметь практическое воплощение, публи­ кует расчеты студентов в официальном отчете. Оба проекта (рассчитанные соот­ ветственно на 200 и 300 миллионов пудов грузооборота) предполагали расширение территории порта на участке берега меж­ ду мысами Варничный и Халдеев. Но этому проекту так не суждено было быть реализованным. Причиной тому стали обстоятельства, которые по­ мешали осуществлению в полном объ­ еме другой, не менее важной части изы ­ сканий - устройству портов-убежищ для рыбацких становищ. Во второй четверти века произошел коренной слом идеологии организации рыбных промыслов. При­ брежный лов сдавал позиции перед раз­ витием морского тралового, основанного на использовании современных крупно­ тоннажных промысловых судов. Инду­ стриализация рыбопромысловой отрас­ ли потребовала создания мощной инф ра­ структуры, и территория, которую когда- то занимали военные моряки, была отда­ на для строительства крупнейшего рыб­ ного порта и судоремонтного завода. При проектировании порта изучал­ ся не только район, выбранный для стро­ ительства порта, но и оценивались макси­ мальные возможности его роста. В каче­ стве территорий, пригодных для будуще­ го расширения, были обследованы рай ­ оны к северу от Семеновых островов до устья реки Росты, восточного берега зали ­ ва между мысами Халдеев и Горелый, за­ падного берега у мыса Дровяной и в устье реки Лавны. Одновременное проектирование порта и станции железной дороги предо­ ставляло уникальную возможность согла­ совать планы железнодорожного и пор­ тового строительства, выбрать схему ра­ ционального размещения сортировочной станции, подъездных путей и вокзалов. Проект порта предусматривал создание современного комплекса, включавше­ гпггя >iu "Fn^smjLiu, ь Щ.тиЪшИЯъ гг*Ц'Нч;-%. hr*- Два варианта проекта перспективного расширения территории Мурманского торгового порта го развитую инфраструктуру, учитываю­ щую характер грузовых операций, про­ работку вопросов энерго- и водоснабже­ ния, канализации, размещения техниче­ ских, служебных и жилых зданий. В этой работе совместно с инженерами Управ­ ления Мурманских портовых изысканий участвовали специалисты Министерства путей сообщения и состоявшего в его ве­ дении Управления по устройству поселка Мурманска. При проектировании была принята во внимание необходимость раз­ мещения в незначительном расстоянии от грузовых районов порта судоремонтных мастерских, ремонтной базы землечер­ пательного каравана и плавучих средств порта. Изыскательские работы и проек­ тирование портов на Севере были пер­ вой большой самостоятельной работой В. Е. Ляхницкого. Тридцатилетний инже­ нер показал себя сформировавшимся ру­ ководителем и талантливым ученым. Один из принципов организации изыскательских работ, которому следо­ вал Валериан Евгеньевич, - доступность их результатов. Уже в процессе подготов­ ки отчета об итогах работ на Мурмане го­ товится его издание, вышедшее под на­ званием «И зыскания на Мурманском по­ бережье Северного Ледовитого океана, произведенные в 1914-1917 годах для со­ ставления проектов глубокого торгового порта и рыбачьих портов-убежищ» в 50-м выпуске Трудов Отдела торговых портов в 1917 году. Этот капитальный труд представляет собой уникальное издание, до сегодняш­ него дня представляющее интерес энци­ клопедическим характером содержащей­ ся в нем информации. Собранные со спе­ циальной портостроительной целью, изы ­ скательские данные представляют мате­ риалы для общей характеристики ф и зи ­ ко-гидрографического режима Мурман­ ского побережья. Здесь же содержится

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz