Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.
Южное колено Кольского залива к югу от строящегося порта. Справа - триангуляционный знак и репер на мысе Варничном. На рейде - крейсер «Аскольд», 1917 г. мирного времени, когда соседство военно го и торгового портов неизбежно порож дало массу проблем. Не имея задания на проектирование портовых территорий на площади Базы, он находит необычное решение - пору чает разработку обоснования расшире ния порта своим студентам С. С. Розову и В. В. Валединскому в качестве диплом ных проектов, а чтобы эта работа смогла иметь практическое воплощение, публи кует расчеты студентов в официальном отчете. Оба проекта (рассчитанные соот ветственно на 200 и 300 миллионов пудов грузооборота) предполагали расширение территории порта на участке берега меж ду мысами Варничный и Халдеев. Но этому проекту так не суждено было быть реализованным. Причиной тому стали обстоятельства, которые по мешали осуществлению в полном объ еме другой, не менее важной части изы сканий - устройству портов-убежищ для рыбацких становищ. Во второй четверти века произошел коренной слом идеологии организации рыбных промыслов. При брежный лов сдавал позиции перед раз витием морского тралового, основанного на использовании современных крупно тоннажных промысловых судов. Инду стриализация рыбопромысловой отрас ли потребовала создания мощной инф ра структуры, и территория, которую когда- то занимали военные моряки, была отда на для строительства крупнейшего рыб ного порта и судоремонтного завода. При проектировании порта изучал ся не только район, выбранный для стро ительства порта, но и оценивались макси мальные возможности его роста. В каче стве территорий, пригодных для будуще го расширения, были обследованы рай оны к северу от Семеновых островов до устья реки Росты, восточного берега зали ва между мысами Халдеев и Горелый, за падного берега у мыса Дровяной и в устье реки Лавны. Одновременное проектирование порта и станции железной дороги предо ставляло уникальную возможность согла совать планы железнодорожного и пор тового строительства, выбрать схему ра ционального размещения сортировочной станции, подъездных путей и вокзалов. Проект порта предусматривал создание современного комплекса, включавше гпггя >iu "Fn^smjLiu, ь Щ.тиЪшИЯъ гг*Ц'Нч;-%. hr*- Два варианта проекта перспективного расширения территории Мурманского торгового порта го развитую инфраструктуру, учитываю щую характер грузовых операций, про работку вопросов энерго- и водоснабже ния, канализации, размещения техниче ских, служебных и жилых зданий. В этой работе совместно с инженерами Управ ления Мурманских портовых изысканий участвовали специалисты Министерства путей сообщения и состоявшего в его ве дении Управления по устройству поселка Мурманска. При проектировании была принята во внимание необходимость раз мещения в незначительном расстоянии от грузовых районов порта судоремонтных мастерских, ремонтной базы землечер пательного каравана и плавучих средств порта. Изыскательские работы и проек тирование портов на Севере были пер вой большой самостоятельной работой В. Е. Ляхницкого. Тридцатилетний инже нер показал себя сформировавшимся ру ководителем и талантливым ученым. Один из принципов организации изыскательских работ, которому следо вал Валериан Евгеньевич, - доступность их результатов. Уже в процессе подготов ки отчета об итогах работ на Мурмане го товится его издание, вышедшее под на званием «И зыскания на Мурманском по бережье Северного Ледовитого океана, произведенные в 1914-1917 годах для со ставления проектов глубокого торгового порта и рыбачьих портов-убежищ» в 50-м выпуске Трудов Отдела торговых портов в 1917 году. Этот капитальный труд представляет собой уникальное издание, до сегодняш него дня представляющее интерес энци клопедическим характером содержащей ся в нем информации. Собранные со спе циальной портостроительной целью, изы скательские данные представляют мате риалы для общей характеристики ф и зи ко-гидрографического режима Мурман ского побережья. Здесь же содержится
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz