Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.

пп^ч^рц!. 0 * Д.-л'Н5**17* рм оты f V\ ';V fjPnn^pft'vV U ' ' \ ^ ,—.Л.ч^ ГГ^ ,*гЦчи'Т Р*^!У(1МГ^ \ \ T trr^ T flp in , i ' \ i -~ ‘~- -У"г»рниць1 »rv{4?n?i»npHijt. ft, \ Г х П Н;дАгьеы \ \ C I 3 Ппдтрйя P*(rf7 Z W HibgJ,, M j S i c a j ' r p E ' b i tfr Qg. go Us to !0 lOOt^V, HOOH b . План расположения временных пристанских устройств, оборудованных к весне 1917 г. в районе Семеновых островов в Кольском заливе, и проектируемых строений на территории будущего порта Сооружение первых причалов у Семеновых островов, 1916 г. заложенными при его основании. Так вы ­ шло не оттого, что последующие порто- строители строго придерживались проек­ та Ляхницкого. Талант инженера, профес­ сиональная честь, широта кругозора по­ зволили Валериану Евгеньевичу найти оптимальное решение. Он не только «при­ вязал» проект будущего порта к месту, но и определил возможную перспективу раз­ вития в условиях, которые трудно было предугадать в начале XX века. Не имея обоснованных статистико­ экономических материалов, позволявших рассчитать перспективы грузопотока, ко­ торый придется на долю северных портов после окончания войны, Л яхницкий при­ нимает решение о проектировании М ур­ манского порта на максимально возмож­ ной территории, «которая позволила бы порту свободно развиваться, не теснясь в слишком узко задуманных и впослед­ ствии трудно изменяемых пределах». С другой стороны, завышенные ожидания могли привести к неоправданным затра­ там. Чтобы избежать их, проект содержал оригинальное решение - были разработа­ ны три варианта последовательного рас­ ширения порта, реализация которых по мере возникновения необходимости по­ зволяла увеличивать объем грузооборота в 45, 90 и 115 миллионов пудов. По мере осуществления каждой новой очереди строительства территория порта должна была расширяться к северу - в сторону Зеленого мыса (именно так впоследствии возникнут три района Мурманского тор­ гового порта). Однако более естественным и удоб­ ным В. Е. Ляхницкий считал освоение тер­ ритории, располагавшейся к югу от пер­ вых причалов. Но к началу строительства порта эта территория уже была занята во­ енно-морской базой. В условиях военного времени для транспортного узла, основ­ ной задачей которого было обеспечение стратегических перевозок, это было есте­ ственным. Валериан Евгеньевич в своих расчетах исходил из условий будущего

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz