Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.
пп^ч^рц!. 0 * Д.-л'Н5**17* рм оты f V\ ';V fjPnn^pft'vV U ' ' \ ^ ,—.Л.ч^ ГГ^ ,*гЦчи'Т Р*^!У(1МГ^ \ \ T trr^ T flp in , i ' \ i -~ ‘~- -У"г»рниць1 »rv{4?n?i»npHijt. ft, \ Г х П Н;дАгьеы \ \ C I 3 Ппдтрйя P*(rf7 Z W HibgJ,, M j S i c a j ' r p E ' b i tfr Qg. go Us to !0 lOOt^V, HOOH b . План расположения временных пристанских устройств, оборудованных к весне 1917 г. в районе Семеновых островов в Кольском заливе, и проектируемых строений на территории будущего порта Сооружение первых причалов у Семеновых островов, 1916 г. заложенными при его основании. Так вы шло не оттого, что последующие порто- строители строго придерживались проек та Ляхницкого. Талант инженера, профес сиональная честь, широта кругозора по зволили Валериану Евгеньевичу найти оптимальное решение. Он не только «при вязал» проект будущего порта к месту, но и определил возможную перспективу раз вития в условиях, которые трудно было предугадать в начале XX века. Не имея обоснованных статистико экономических материалов, позволявших рассчитать перспективы грузопотока, ко торый придется на долю северных портов после окончания войны, Л яхницкий при нимает решение о проектировании М ур манского порта на максимально возмож ной территории, «которая позволила бы порту свободно развиваться, не теснясь в слишком узко задуманных и впослед ствии трудно изменяемых пределах». С другой стороны, завышенные ожидания могли привести к неоправданным затра там. Чтобы избежать их, проект содержал оригинальное решение - были разработа ны три варианта последовательного рас ширения порта, реализация которых по мере возникновения необходимости по зволяла увеличивать объем грузооборота в 45, 90 и 115 миллионов пудов. По мере осуществления каждой новой очереди строительства территория порта должна была расширяться к северу - в сторону Зеленого мыса (именно так впоследствии возникнут три района Мурманского тор гового порта). Однако более естественным и удоб ным В. Е. Ляхницкий считал освоение тер ритории, располагавшейся к югу от пер вых причалов. Но к началу строительства порта эта территория уже была занята во енно-морской базой. В условиях военного времени для транспортного узла, основ ной задачей которого было обеспечение стратегических перевозок, это было есте ственным. Валериан Евгеньевич в своих расчетах исходил из условий будущего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz