Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.

Екатерина Александровна Ляхницкая с дочерью Остановились в Вайде-губе, стояли три часа, сходили на берег. Ты спрашиваешь, зачем я ездил в Варде. Бы л в распоряжении пароход. В а р ­ де недалеко, а там надо было закупит ь части запасные для наш их моторных катеров, а то тут даже в Архангельске не достать. Варде - небольшой городок, но носящий западноевропейский отте­ нок. Есть хорошие магазины, можно де­ шево купить обувь, материю. Ж аль, не знаю размера Катюшиной ножки, а то купи л бы сапожки или туфельки. М. Б. еще успеешь прислать мне мерку - поло­ ску бумаги. Катюша спрашивает: «Как идут дела?». Работы идут ничего, довольно успешно, жаль последнюю неделю из-за штормов немного затормозились. Нали - вайко уже прошел с работой из Кильди- на на Рыбачий полуостров в Озерко. На шхуне уже дошли с работой от Семено­ вых островов до города Колы. Хотелось бы к 2 0 -2 5 -м у августа закончить поле­ вые работы и начать перебазироваться в Архангельск, а затем - в середине сен­ тября в Питер. Сейчас сдам это письмо на пароход в почтовое отделение, а через полчаса мы зайдем в губу Больш ую Воло ­ ковую, где подсядет ко мне Г. Я. Н аливай- ко. Пока, всего лучшего, храни Вас Господь». Здесь описана парадоксальная ситу­ ация, сложившаяся на Мурмане к началу XX века. Небольшой норвежский городок Варде служил торговым центром для рус­ ских жителей всего северного побережья Кольского полуострова. Александровск никак не мог составить ему конкуренцию. Даже маршрут рейсовых пароходов, вы ­ ходивших из Архангельска и обходив­ ших поморские становища, заканчивал­ ся в Варде. Однако поездки Ляхницкого в Норвегию имели и более важную цель. Заданием на проектирование ры ­ бацких портов-убежищ прямо указыва­ лось, что образцом для них должен послу­ жить опыт Северной Норвегии, «устраи­ вающей свои гавани весьма примитивно, но вместе с тем недорого и прочно». Разу­ меется, Валериан Евгеньевич использо­ вал возможность лично ознакомиться с практикой портостроительства в соседней стране. Строительство глубоководного пор­ та, обусловленное «обстоятельствами во­ енного времени», не прервало проектно­ изыскательские работы, содействующие рыбным промыслам, казавшимся в то вре­ мя «одним из самых важных и неотлож­ ных вопросов в общей программе меро­ приятий для содействия экономическо­ му развитию Мурмана». С учреждением Управления Мурманских портовых изы ­ сканий началась систематизация полу­ ченных в результате обследования рыбац­ ких становищ разрозненных и необрабо­ танных материалов и были разработаны проекты портовых сооружений. В конце августа изыскательские пар­ тии, завершив работы, собрались в Алек- сандровске, откуда на ледоколе перееха­ ли в Архангельск. После сдачи инвентар­ ного имущества и расчета рабочих техни­ ческий персонал в составе начальника изысканий В. Е. Ляхницкого, начальника второй партии Г. Я. Наливайко, техников и студентов выехал в Петроград. Зимний период с сентября 1916-го по май 1917 го­ да был посвящен обработке собранных данных, изготовлению карт южного коле­ на Кольского залива, корректуре планов, составленных по результатам изысканий Управления работ Архангельского порта в 1914 и 1915 годах, наконец, составле­ нию эскизного проекта большого торго­ вого порта, а также эскизных проектов рыбачьих портов-убежищ в обследован­ ных пунктах Мурманского побережья. Объем запланированных на сле­ дующий - 1917 год полевых работ был меньше, и для их проведения ограничи­ лись только одной изыскательской парти­ ей численностью 6 человек технического персонала и 30 рабочими под начальством Г. Я. Наливайко. Им предстояло провести окончательное обследование южного ко­ лена Кольского залива, в частности, тер­ риторий, которые в будущем могут быть использованы для развития торгового порта. К этому времени берега залива преоб­ разились. К строящимся на скорую руку причалам подходили пароходы, разгру­ жаемые в вагоны, тут же отправлявшие­ ся по принятой в эксплуатацию железной дороге. Правда, многочисленные штабе­ ля ящиков и тюков, лежащих вдоль путей под открытым небом, и вереницы старых вагонов, забивших железнодорожные ту­ пики (они тут же использовались под жи ­ лье, которого катастрофически не хватало для приезжавших строителей, докеров и моряков), свидетельствовали о значитель­ ных организационных проблемах. Семеновы острова исчезли под ря ­ жами первого портового пирса. Причалы лесопильного завода у мыса Дровяного в глубине залива использовались как база землечерпательного каравана. На рей­ де стояли растущая флотилия Северного Ледовитого океана и корабли союзников, компенсирующие нехватку боевых сил русского флота для охраны транспортных судов и мест их стоянки. Порт Варде. Фото начала XX в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz