Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.
Екатерина Александровна Ляхницкая с дочерью Остановились в Вайде-губе, стояли три часа, сходили на берег. Ты спрашиваешь, зачем я ездил в Варде. Бы л в распоряжении пароход. В а р де недалеко, а там надо было закупит ь части запасные для наш их моторных катеров, а то тут даже в Архангельске не достать. Варде - небольшой городок, но носящий западноевропейский отте нок. Есть хорошие магазины, можно де шево купить обувь, материю. Ж аль, не знаю размера Катюшиной ножки, а то купи л бы сапожки или туфельки. М. Б. еще успеешь прислать мне мерку - поло ску бумаги. Катюша спрашивает: «Как идут дела?». Работы идут ничего, довольно успешно, жаль последнюю неделю из-за штормов немного затормозились. Нали - вайко уже прошел с работой из Кильди- на на Рыбачий полуостров в Озерко. На шхуне уже дошли с работой от Семено вых островов до города Колы. Хотелось бы к 2 0 -2 5 -м у августа закончить поле вые работы и начать перебазироваться в Архангельск, а затем - в середине сен тября в Питер. Сейчас сдам это письмо на пароход в почтовое отделение, а через полчаса мы зайдем в губу Больш ую Воло ковую, где подсядет ко мне Г. Я. Н аливай- ко. Пока, всего лучшего, храни Вас Господь». Здесь описана парадоксальная ситу ация, сложившаяся на Мурмане к началу XX века. Небольшой норвежский городок Варде служил торговым центром для рус ских жителей всего северного побережья Кольского полуострова. Александровск никак не мог составить ему конкуренцию. Даже маршрут рейсовых пароходов, вы ходивших из Архангельска и обходив ших поморские становища, заканчивал ся в Варде. Однако поездки Ляхницкого в Норвегию имели и более важную цель. Заданием на проектирование ры бацких портов-убежищ прямо указыва лось, что образцом для них должен послу жить опыт Северной Норвегии, «устраи вающей свои гавани весьма примитивно, но вместе с тем недорого и прочно». Разу меется, Валериан Евгеньевич использо вал возможность лично ознакомиться с практикой портостроительства в соседней стране. Строительство глубоководного пор та, обусловленное «обстоятельствами во енного времени», не прервало проектно изыскательские работы, содействующие рыбным промыслам, казавшимся в то вре мя «одним из самых важных и неотлож ных вопросов в общей программе меро приятий для содействия экономическо му развитию Мурмана». С учреждением Управления Мурманских портовых изы сканий началась систематизация полу ченных в результате обследования рыбац ких становищ разрозненных и необрабо танных материалов и были разработаны проекты портовых сооружений. В конце августа изыскательские пар тии, завершив работы, собрались в Алек- сандровске, откуда на ледоколе перееха ли в Архангельск. После сдачи инвентар ного имущества и расчета рабочих техни ческий персонал в составе начальника изысканий В. Е. Ляхницкого, начальника второй партии Г. Я. Наливайко, техников и студентов выехал в Петроград. Зимний период с сентября 1916-го по май 1917 го да был посвящен обработке собранных данных, изготовлению карт южного коле на Кольского залива, корректуре планов, составленных по результатам изысканий Управления работ Архангельского порта в 1914 и 1915 годах, наконец, составле нию эскизного проекта большого торго вого порта, а также эскизных проектов рыбачьих портов-убежищ в обследован ных пунктах Мурманского побережья. Объем запланированных на сле дующий - 1917 год полевых работ был меньше, и для их проведения ограничи лись только одной изыскательской парти ей численностью 6 человек технического персонала и 30 рабочими под начальством Г. Я. Наливайко. Им предстояло провести окончательное обследование южного ко лена Кольского залива, в частности, тер риторий, которые в будущем могут быть использованы для развития торгового порта. К этому времени берега залива преоб разились. К строящимся на скорую руку причалам подходили пароходы, разгру жаемые в вагоны, тут же отправлявшие ся по принятой в эксплуатацию железной дороге. Правда, многочисленные штабе ля ящиков и тюков, лежащих вдоль путей под открытым небом, и вереницы старых вагонов, забивших железнодорожные ту пики (они тут же использовались под жи лье, которого катастрофически не хватало для приезжавших строителей, докеров и моряков), свидетельствовали о значитель ных организационных проблемах. Семеновы острова исчезли под ря жами первого портового пирса. Причалы лесопильного завода у мыса Дровяного в глубине залива использовались как база землечерпательного каравана. На рей де стояли растущая флотилия Северного Ледовитого океана и корабли союзников, компенсирующие нехватку боевых сил русского флота для охраны транспортных судов и мест их стоянки. Порт Варде. Фото начала XX в.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz