Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.
Вид с Екатерининского острова на Перейму (пролив между островом и материком), гору Энгельгардта, справа от которой - город Александровск-на-Мурмане База изысканий служила для снабжения отрезанных от мира изыскательских пар тий. Здесь же была организована первич ная обработка материалов. Полевая канцелярия, склад прови анта и материалов разместились в зда нии Мурманской биологической стан ции. Здесь находились начальники и зы сканий, письмоводитель, бухгалтер и двое рабочих, а временами - еще студент и чер тежник. Опорным пунктом экспедиции слу жил Архангельский порт, где в зимнее время хранился инвентарь, ремонтирова лись плавсредства, окончательно форми ровался состав партий и снаряжалась в плавание изыскательская флотилия. Сложность решения поставленных перед управлением задач определялась значительным объемом изысканий, от сутствием условий снабжения, размеще ния, связи и кратчайшими сроками - за вершить полевые работы, намеченные в 1916 году, требовалось до конца августа. Назначение Ляхницкого руководителем изысканий на Мурмане кардинально и з менило характер их организации. Вале риан Евгеньевич ввел четкий порядок, учет времени и последовательность про ведения всех видов работ. Успех обеспе чила также тщательная подготовка к по левому сезону, проведенная в сжатые сроки. Но неожиданно выяснилось, что ма териалы изыскательских работ, произве денных в 1914-1915 годах, не разобраны и нуждаются в серьезной корректировке. Зачастую обследования ограничивались рекогносцировочной съемкой, а вместо отчетов представлялись краткие донесе ния. Такая постановка дел привела к по тере времени - отсутствие обработанных результатов изысканий не позволяло про должать работы по разработке эскизных проектов. Из-за невозможности привлечь к завершению работ участников изыска ний, произведенных в предыдущие годы, сотрудникам управления, возглавляемого Ляхницким , пришлось выполнять допол нительный большой объем работ по при ведению в порядок и исправлению мате риалов предыдущих двух лет. Вид на Екатерининскую гавань с юго-западного берега. На переднем плане - Мурманская биологическая станция Валериан Евгеньевич отмечал: «Этот печальный опыт невозможности исполь зовать до конца собранные за два года ра бот материалы лишний раз подтвердит простую истину о том, что одними поле выми работами задача изысканий не раз решается и что неисполнение обработки и издания результатов немедленно вслед за полевыми работами сводит почти к нулю все затраченные на производство работ средства и усилия». Небрежность, допу щенная при полевых работах, как и пре небрежение обработкой данных, одина ково снижали результаты всего предпри ятия. Во избежание повторения подобной ситуации Управлением Мурманских изы сканий были приняты меры к полной об работке собранных партиями в 1916-м и 1917 годах материалов для составления отчетных документов, а также к немед ленному изданию результатов. Проверка и первичная обработка материалов изы сканий проводилась на месте - в Алексан- дровске. После этого полевые документы передавались в Управление работ Архан гельского порта для отправки их в Управ ление изысканий в Петроград. Планы строительства порта не успе вали за событиями. Приближалось время окончания строительства железнодорож ной магистрали, а вопрос о месте строи тельства глубоководного порта до конца 1916 года так и не был решен. В мае 1916 года на Мурман прибыл инженер Б. Е. Веденеев, назначенный на чальником Управления работ по сооруже нию пристанских устройств в Кольском заливе. Борис Евгеньевич, окончивший Институт инженеров путей сообщения го дом ранее Ляхницкого, имел опыт гидро технического строительства на Дальнем Востоке. Предвосхищая события на ме сте железнодорожной пристани, еще до
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz