Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.

под руководством В. Е. Ляхницкого заве­ довали инженеры управления Г. Я. Нали- вайко и Б. Ф. Вологодский. Для выполнения изыскательских ра­ бот были организованы две партии. Боль­ шей по составу (9 человек технического персонала и 41 рабочий) под начальством инженера А. П. Палчевского были пору­ чены изыскания в южном колене Коль­ ского залива. На другую (5 лиц техниче­ ского персонала и 25 рабочих), которую возглавил Г. Я. Наливайко, были возложе­ ны обследования в Кильдинском проливе и на полуострове Рыбачьем. В отличие от Архангельска на Мур- мане оказалось невозможным привлечь к работам местных жителей - за редким ис­ ключением районы изысканий были пус­ тынны. С отсутствием населенных пунк­ тов была связана и проблема жилья для персонала изыскательских партий. От использования сборных построек отка­ зались из-за короткого полевого сезона. Климатические условия делали нежела­ тельным использование палаток. Наилуч­ шим решением вопроса о жилье для изы ­ скателей стало размещение их на судах, которые к тому же легко переходили бы с одного места на другое и могли бы стано­ виться на самом месте работ. Но в распо­ ряжении Архангельского порта не было достаточного количества пароходов, кото­ рые можно было бы выделить в распоря­ жение изыскательской партии без ущерба для прочих работ. Ввиду неудобства размещения пар­ тии на чужом пароходе в 1916 году была приобретена двухмачтовая парусная яхта Яхта «Любовь» и плавучие средства изыскательской партии на стоянке у Семеновых островов в Кольском заливе, 1917 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz