Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.

Высадка изыскателей на берег полуострова Рыбачий Репер, установленный при портовых изысканиях в 1916 году на берегу бухты Озерко полуострова Рыбачий Буровые работы на берегу полуострова Рыбачий морской державы, сталкивались с песси­ мизмом, порожденным неудачными по­ пытками освоения края. В годы войны по­ явилось искушение решать временные за­ дачи «любыми средствами», что при обре­ менительных для бюджета расходах не га­ рантировало эффективности трат. Пред­ ставители различных ведомств отстаива­ ли многочисленные варианты от Печенги до Териберки, мотивируя свой выбор раз­ ными условиями: обороны, развития про­ мыслов, развития инфраструктуры и т. п. Арбитром в споре должно было стать мне­ ние специалиста-портостроителя, осно­ ванное на тщательных изыскательских работах. Междуведомственным совещанием, сформированным для обсуждения пла­ на подготовительных действий по выбору места для сооружения постоянного ком­ мерческого порта и составлению проек­ та такого порта, были выработаны основ­ ные требования. К началу полевого сезо­ на 1916 года план проведения работ был ограничен тремя районами, признанны ­ ми Отделом торговых портов единствен­ ными возможными для создания большо­ го порта на всем Мурманском побережье: перешейками полуостровов Средний и Рыбачий, Кильдинским проливом и вос­ точным берегом Кольского залива. Значение и срочность, а также зна­ чительный объем работ (кроме главной задачи предстояло завершить проекти­ рование рыбацких портов-убежищ) обус­ ловили реорганизацию изыскательских структур. В 1916 году «для продолже­ ния изысканий и скорейшего разреше­ ния, в связи с успехом сооружения Мур­ манской железной дороги, вопроса о вы ­ боре места для большого глубоководного торгового порта» было учреждено особое Управление Мурманских портовых изы ­ сканий, начальником которого и был на­ значен В. Е. Ляхницкий. Контора управ­ ления располагалась в Петрограде, но в период летних полевых работ переносила свою базу в Кольский залив. На главно­ го инженера портов Беломорского района П. Г. Минейко были возложены инспек­ торские обязанности. Обработкой матери­ алов изысканий и проектными работами

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz