Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.

Экспедиция Управления Мурманских портовых изысканий перед отправлением из Архангельска на яхте «Любовь», 1916 г. судов прямо на лед. Устройство складов на острове позволило бы создать времен­ ный аванпорт, что без лишних затрат не­ сколько продлило бы грузовые операции в Архангельске. Впрочем, работа партии Л яхниц ­ кого не была безрезультатной. Материа­ лы изысканий содержали расчеты и ре­ комендации, послужившие основанием для улучшения подхода к Архангельско­ му порту, а впоследствии и его модерни­ зации. Наконец, в начале XXI века ар ­ хангельские портовики вернулись к идее строительства аванпорта в Сухом море. Но главным итогом стал сделанный Валерианом Евгеньевичем вывод, опреде­ ливший последующее направление пор­ тового строительства и развитие морских транспортных путей на Русском Севере. Перспектива организации круглогодич­ ной навигации была связана с начавшим­ ся в 1915 году строительством железно­ дорожного пути к северному побережью Кольского полуострова. Таким образом, в качестве аванпорта Архангельска могли использоваться причалы, построенные в удобном для этого месте незамерзающих вод Мурмана. Еще не была завершена обработка материалов изысканий в Белом море, а Л яхницкий приступил к подготовке экс­ педиции на Мурман. На отдых времени не оставалось - приближалось короткое северное лето. Начало специальных портовых изы ­ скательских работ на Мурманском побе­ режье было положено в 1912 году, когда в Архангельске под председательством гу­ бернатора С. Д. Бибикова состоялось со­ вещание представителей заинтересован­ ных министерств (морского, внутренних дел, торговли и промышленности), про­ Ьмъщ ii Л Ц С иШ д о * t 55 Ccjicin> I™ l W*№ VI Карта изысканий на Мурманском побережье Северного Ледовитого океана, проведенных в 1914-1917 гг. мышленников и судовладельцев по вопро­ су развития рыбных промыслов на Мур- мане. Участники совещания обратились в Министерство торговли и промышленно­ сти с ходатайством о выделении кредитов на изыскания в намеченных им пунктах будущего устройства портов-убежищ, где рыбопромысловые суда могли бы укры ­ ваться от непогоды, сдавать свой улов, а также получать орудия лова, соль, прес­ ную воду и продовольствие. Борьба за удовлетворение портовых нужд рыбной промышленности нашла от­ ражение в выступлениях виднейших де­ ятелей технической интеллигенции. И главная роль в этом принадлежала про­ фессору В. Е. Тимонову. Еще в 1903 году на Международном рыбопромышленном конгрессе, проходившем в Петербурге, он поставил вопрос о нуждах рыбопро­ мыслового портостроительства в связи с развитием рыбной промышленности на Севере. По его же инициативе конгрес­ сом 1908 года были приняты постановле­ ния, основные положения которых сво­ дились к тому, что для развития рыболов­ ства важное значение имеет создание сети портов-убежищ и других рыбопромысло­ вых баз, а также выработан и регламенти­ рован желательный состав их портовых устройств и оборудования. Первоначально производство изы ­ сканий было возложено на Управле­ ние работ Архангельского порта. Осе­ нью 1913 года его сотрудник инженер А. М. Вихман совершил объезд Мурман­ ского побережья, и с этого времени под его руководством началась организация изысканий. В 1914 году на Мурмане рабо­ тала партия инженера И. А. Матвеичева, а в следующем - две партии (второй руко­ водил инженер А. П. Палчевский).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz