Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.
Экспедиция Управления Мурманских портовых изысканий перед отправлением из Архангельска на яхте «Любовь», 1916 г. судов прямо на лед. Устройство складов на острове позволило бы создать времен ный аванпорт, что без лишних затрат не сколько продлило бы грузовые операции в Архангельске. Впрочем, работа партии Л яхниц кого не была безрезультатной. Материа лы изысканий содержали расчеты и ре комендации, послужившие основанием для улучшения подхода к Архангельско му порту, а впоследствии и его модерни зации. Наконец, в начале XXI века ар хангельские портовики вернулись к идее строительства аванпорта в Сухом море. Но главным итогом стал сделанный Валерианом Евгеньевичем вывод, опреде ливший последующее направление пор тового строительства и развитие морских транспортных путей на Русском Севере. Перспектива организации круглогодич ной навигации была связана с начавшим ся в 1915 году строительством железно дорожного пути к северному побережью Кольского полуострова. Таким образом, в качестве аванпорта Архангельска могли использоваться причалы, построенные в удобном для этого месте незамерзающих вод Мурмана. Еще не была завершена обработка материалов изысканий в Белом море, а Л яхницкий приступил к подготовке экс педиции на Мурман. На отдых времени не оставалось - приближалось короткое северное лето. Начало специальных портовых изы скательских работ на Мурманском побе режье было положено в 1912 году, когда в Архангельске под председательством гу бернатора С. Д. Бибикова состоялось со вещание представителей заинтересован ных министерств (морского, внутренних дел, торговли и промышленности), про Ьмъщ ii Л Ц С иШ д о * t 55 Ccjicin> I™ l W*№ VI Карта изысканий на Мурманском побережье Северного Ледовитого океана, проведенных в 1914-1917 гг. мышленников и судовладельцев по вопро су развития рыбных промыслов на Мур- мане. Участники совещания обратились в Министерство торговли и промышленно сти с ходатайством о выделении кредитов на изыскания в намеченных им пунктах будущего устройства портов-убежищ, где рыбопромысловые суда могли бы укры ваться от непогоды, сдавать свой улов, а также получать орудия лова, соль, прес ную воду и продовольствие. Борьба за удовлетворение портовых нужд рыбной промышленности нашла от ражение в выступлениях виднейших де ятелей технической интеллигенции. И главная роль в этом принадлежала про фессору В. Е. Тимонову. Еще в 1903 году на Международном рыбопромышленном конгрессе, проходившем в Петербурге, он поставил вопрос о нуждах рыбопро мыслового портостроительства в связи с развитием рыбной промышленности на Севере. По его же инициативе конгрес сом 1908 года были приняты постановле ния, основные положения которых сво дились к тому, что для развития рыболов ства важное значение имеет создание сети портов-убежищ и других рыбопромысло вых баз, а также выработан и регламенти рован желательный состав их портовых устройств и оборудования. Первоначально производство изы сканий было возложено на Управле ние работ Архангельского порта. Осе нью 1913 года его сотрудник инженер А. М. Вихман совершил объезд Мурман ского побережья, и с этого времени под его руководством началась организация изысканий. В 1914 году на Мурмане рабо тала партия инженера И. А. Матвеичева, а в следующем - две партии (второй руко водил инженер А. П. Палчевский).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz