Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.
i Валериан Валерианович Шипчинский части отчета изысканий, произведенных в 1915-1916 годах для составления про екта аванпорта у города Архангельска. Впоследствии наблюдатели станции при командировывались и к изыскательским партиям, работавшим на Мурмане, входя в состав их гидрометрических групп. Обширные разнообразные сведения, собранные изыскательской партией, по служили основанием для проработки не скольких вариантов строительства аван порта в Двинской губе, которые вошли в отчет, опубликованный уже в 1916 году в 49-м выпуске Трудов Отдела торговых портов. Однако выводы, сделанные на осно вании изысканий, не обнадеживали. До бросовестность проектировщика прояви лась не только в скрупулезном выполне нии программы работ. Составив эскизный проект аванпорта в Белом море, Ляхниц- кий поставил под сомнение целесообраз ность его постройки. Значительный объем работ и короткий в условиях Севера стро ительный сезон потребовали бы трехлет него срока реализации проекта. Условия войны, ограниченных ресурсов и времени не позволяли провести масштабную ре конструкцию порта. Но и реализация подобного проек та, предполагавшая слишком большие за траты, не устранила бы главного препят ствия - сезонности работы порта. Незна чительное удлинение периода навигации в Белом море ограничивается временем, когда ледовая обстановка в Горле - про ливе между материком и восточным бере гом Кольского полуострова - не позволя ет проходить торговым судам до Архан гельского порта иначе как в сопровожде нии ледоколов. В мирное время такое со провождение делало работу порта нерен табельной, и надобность в подобном стро ительстве отпадала сама собой. Возмож ность продления работы порта в зимний период за счет устройства нового широко го и глубокого судового хода через дель ту Северной Двины также было признано сомнительным. В качестве срочных мер по увели чению грузооборота Л яхницкий предло жил провести железнодорожную ветку к острову Мудьюг, где уже в первую воен ную зиму была организована разгрузка RJ! А Н Ъ / M i Г*/ егънн С/ъагряо* Я&хны С у х о г о м о р я I'JmrajT.ifv щп] о ^ MnpCf.iafu, ЭнМШ г Hlflji№!UFE'.l£Mbi« ПКТМ. ‘j.qiooичя * Р а т и * ггЛщнгь пяглкдеш иш 1*И-$ f- УмсТнН ПОДОБНЫ!* JKijrr. (g} S hmhp *нлон*р^не ожги. npiie-кт. подзтд. |К,д, AHiru! Kfii niMHClfepry fTparfcs, трясся ж*д. Hi) НЛЫС 1 Г. М. П. С. П|пртш KJWCltf»Hlki * ,Bp flf ЙАРтнти ftПWnvptfl ПриKTHpyC- ЧМЙКЙ11ЛЛ1. Карта дельты Северной Двины с указанием мест проведения изыскательских работ в 1915-1916 гг.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz