Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.
1 3 первую военную зиму отделом торговых портов Министерства торговли и промышленности Ляхницкому было предложено выехать в Архангельск. Здесь ему предстояло применить на прак тике свои знания и приобрести первый опыт руководства масштабным строи тельным проектом. Но вряд ли, отправля ясь на Север, молодой инженер предпо лагал, что в годы войны этот регион ста нет играть стратегическую роль в событи ях мирового масштаба. И что именно ему предстоит участвовать в реализации про екта, который навсегда кардинально и з менит облик Мурмана - далекой север ной окраины России. Русский фронт остро нуждался в бое припасах и вооружении, которые закупа лись за границей, но не могли оперативно доставляться по назначению из-за транс портных проблем. С началом войны рус ские морские порты на Балтике и Черном Иностранные парусные суда у набережной Соловецкого подворья на Соломбальском острове в Архангельске Инженеры-изыскатели в Архангельске. В центре - В. Е. Ляхницкий, справа - Г. Я. Наливайко море оказались блокированы противни ком, грузоперевозки через Владивосток ский порт из-за его удаленности занимали неоправданно длительное время. Свободным и не слишком далеким от центра страны выходом к морским транс портным маршрутам был Русский Север. Но неосвоенный и малозаселенный край оказался совершенно неготовым для ре шения подобных задач. Единственным морским портом здесь оставался Архан гельск. Старейший русский морской порт, возникший в 1584 году, впоследствии уступил приоритет, а к началу XX века от ставал и в техническом оснащении, не со ответствуя современным требованиям. С началом войны развернулись ра боты, которые должны были компенсиро вать упущенное для развития порта вре мя, - железная дорога, связывавшая Ар хангельск с Вологдой, перешивалась на широкую колею, в дельте Северной Дви ны появились новые портовые районы - Бакарица и Экономия. Но непреодоли мым препятствием оказалась сама приро да. Навигация в Белом море была ограни чена периодом с июня до ноября, пока ак ватория была свободна ото льдов. Боль шая часть грузов доставлялась отсюда по рекам и каналам, также замерзающим в зимнее время. Перед портовыми строителями была поставлена задача найти инженерное ре шение, которое позволило бы продлить навигацию. Предлагалось изучить два ва рианта. Первый предполагал разработ ку проекта аванпорта, вынесенного из дельты Северной Двины в район Сухого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz