Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.

1 3 первую военную зиму отделом торговых портов Министерства торговли и промышленности Ляхницкому было предложено выехать в Архангельск. Здесь ему предстояло применить на прак­ тике свои знания и приобрести первый опыт руководства масштабным строи­ тельным проектом. Но вряд ли, отправля­ ясь на Север, молодой инженер предпо­ лагал, что в годы войны этот регион ста­ нет играть стратегическую роль в событи­ ях мирового масштаба. И что именно ему предстоит участвовать в реализации про­ екта, который навсегда кардинально и з­ менит облик Мурмана - далекой север­ ной окраины России. Русский фронт остро нуждался в бое­ припасах и вооружении, которые закупа­ лись за границей, но не могли оперативно доставляться по назначению из-за транс­ портных проблем. С началом войны рус­ ские морские порты на Балтике и Черном Иностранные парусные суда у набережной Соловецкого подворья на Соломбальском острове в Архангельске Инженеры-изыскатели в Архангельске. В центре - В. Е. Ляхницкий, справа - Г. Я. Наливайко море оказались блокированы противни­ ком, грузоперевозки через Владивосток­ ский порт из-за его удаленности занимали неоправданно длительное время. Свободным и не слишком далеким от центра страны выходом к морским транс­ портным маршрутам был Русский Север. Но неосвоенный и малозаселенный край оказался совершенно неготовым для ре­ шения подобных задач. Единственным морским портом здесь оставался Архан­ гельск. Старейший русский морской порт, возникший в 1584 году, впоследствии уступил приоритет, а к началу XX века от­ ставал и в техническом оснащении, не со­ ответствуя современным требованиям. С началом войны развернулись ра­ боты, которые должны были компенсиро­ вать упущенное для развития порта вре­ мя, - железная дорога, связывавшая Ар­ хангельск с Вологдой, перешивалась на широкую колею, в дельте Северной Дви­ ны появились новые портовые районы - Бакарица и Экономия. Но непреодоли­ мым препятствием оказалась сама приро­ да. Навигация в Белом море была ограни­ чена периодом с июня до ноября, пока ак­ ватория была свободна ото льдов. Боль­ шая часть грузов доставлялась отсюда по рекам и каналам, также замерзающим в зимнее время. Перед портовыми строителями была поставлена задача найти инженерное ре­ шение, которое позволило бы продлить навигацию. Предлагалось изучить два ва­ рианта. Первый предполагал разработ­ ку проекта аванпорта, вынесенного из дельты Северной Двины в район Сухого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz