Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.

Кислогубская приливная электростанция - воплощение одной из идей В. Е. Ляхницкого моря по проекту Л. Я. Берштейна и на ос­ нове результатов исследований, изложен­ ных Валерианом Евгеньевичем в его ра­ боте, была построена электростанция, о которой Л яхницкий и Наливайко мечта­ ли еще в 1916 году. Это единственная при­ ливная гидроэлектростанция, работаю­ щая на двух фазах, используя энергию прилива и отлива. Большое значение для отечествен­ ной гидротехники имел обобщающий труд Ляхницкого «Общие основания улучшения устьев рек, подверженных действию морских приливов и отливов», изданный в 1918 году. Валериан Евгенье­ вич впервые в России поставил в гидро­ технической лаборатории Института пу­ тей сообщения опыты по изучению на мо­ делях действия морских приливов на по­ бережья и в устьях рек и, таким образом, положил начало научно-эксперименталь­ ному изучению влияния морских гидро­ логических факторов при портостроении. К сожалению, сейчас почти за­ быта большая работа, которую провел В. Е. Ляхницкий, чтобы обезопасить Л е­ нинград (а теперь уже Санкт-Петербург) от наводнений. Для понимания их приро­ ды в Гидрологическом институте он соз­ дал модель профиля Невской губы, на которой моделировались разнообразные ситуации, связанные с этой бедой, мно­ гие годы гибельно тревожившей город на Неве. Кроме профессора Ляхницкого в ра­ ботах участвовали инженеры В. А. Берг и Э. Б. Брунс. Любопытен факт, что работы с моделью закончились за месяц до жут­ кого наводнения 23 сентября 1924 года. Изготовление модели профиля Невской губы в гидрологической лаборатории Судопропускное устройство комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz