Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.

i Дизель-электроход «Капитан Мышевский» перед выходом в первый экспериментальный высокоширотный рейс, май 1978 г. Продовольственные грузы, подготовленные для отправки в районы Крайнего Севера Специализированный район порта для перевалки генеральных грузов, выделенный в результате реконструкции, начавшейся в 1959 г. грузовых операций порта не снижались. В 1964 году Мурманский порт перерабо­ тал более 4 миллионов тонн груза, став по грузообороту одним из пяти крупнейших портов СССР и самым крупным портом мира за Полярным кругом. Без него отныне немыслимо освое­ ние природных богатств Арктики, ис­ пользование транзитного потенциала Се­ верного морского пути, соединяющего по кратчайшему маршруту Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 1970 году открылось постоянное сообщение по Северному морскому пути между Мурманским портом и портом Ду­ динка. По этой линии стали доставлять из Норильска в Мурманск медно-никелевую руду и файнштейн для комбинатов «Севе- роникель» и «Печенганикель». В резуль­ тате резко увеличился грузооборот. Огромную роль в обеспечении жизни и работы Крайнего Севера СССР играл «северный завоз», значительная часть которого обеспечивалась мурманскими портовиками. С 1970-х годов и до нача­ ла 1990-х ежегодно с августа по октябрь жителям многочисленных городов и по­ селков на арктическом побережье через Мурманский порт доставлялись фрукты и овощи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz