Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов и др. ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2018. - 142 с.: ил.

то можно говорить и о ведущих позициях среди логистических центров стран Евро­ пы, Америки и других континентов. Впервые за всю историю Мурман­ ского морского торгового порта мы раз­ работали и реализуем масштабную эко­ логическую программу стоимостью более 3 млрд. рублей. На каждом этапе техноло­ гической цепочки применяются новейшие разработки, ориентированные на лучшие мировые практики и сохранение хрупкой северной природы. Следует отметить сис­ тему экологического прогнозирования, основой которой является экологическая диспетчерская порта. Она дает возмож­ ность мгновенно реагировать на любую нештатную ситуацию. На территории порта построены и работают очистные сооружения, благода­ ря которым на предприятии создан ф ак ­ тически замкнутый цикл водоснабжения, когда на повторное использование на­ правляется несколько тысяч кубометров очищенной воды практически питьевого качества. Значительный эффект в повы­ шении стандартов бережного отношения к окружающей среде в деятельности пор­ та дала система орошения, в рамках кото­ рой используются 17 туманообразующих водяных пушек. По периметру производ­ ственной площадки возводятся уникаль­ ные пылеветрозащитные экраны высотой 20 метров и протяженностью около 2 ки ­ лометров. Все это является ответом на те но­ вые задачи, которые ставит перед нами сегодняшний день. Уровень квалифика­ ции специалистов, применяемых техноло­ гических решений мы, конечно же, берем из настоящего времени. А вот готовность к переменам, умение принять новые вы ­ зовы и способность соответствовать им - это в полной мере наследие тех, кто стоял у истоков порта сто лет назад. Не могу не сказать и о том, что за ми­ нувшие годы менялись не только техни­ ческие характеристики работы порта. Не менее важно то, что он стал важнейшим экономическим и культурным центром го­ рода, которому дал жизнь. Мурманский морской торговый порт и его старший партнер - Сибирская угольная энергети­ ческая компания являются инициатора­ ми многих позитивных изменений в ж и з­ ни Мурманска. Мы с готовностью помога­ ем формировать комфортную городскую среду, обновляем объекты городской ин­ фраструктуры , помогаем содержать их, поддерживаем общественные, молодеж­ ные организации, реализуем программы оздоровления северян, способствуем раз­ витию детского, юношеского и профес­ сионального спорта. Портовики заложи ­ ли традицию высаживать на городских улицах молодые саженцы, и теперь «пор- товские» деревья подрастают на многих улицах Мурманска. Как и наши предшественники, мы ориентируемся на долгосрочную перспек­ тиву. А будущее начинается сегодня. Я р ­ кий тому пример - открытие по иници­ ативе АО «ММТП» в мурманской гим­ назии № 8 двух профильных классов по специальности «Портовое дело». Конкурс при поступлении в него составляет два че­ ловека на место, а проходной балл при­ ближается к пяти. Мы вкладываем силы и ресурсы в развитие детей, в их будущее, а значит, и в наш с вами завтрашний день. Мурманский морской торговый порт остается ключевым на арктическом на­ правлении. Здесь совершенствуются тех­ нологии, разрабатываются новые грузо­ потоки, которые будут востребованы в ближайшей перспективе. Так что, несмо­ тря на свой серьезный возраст, порт мо­ лод и энергичен, а бесценный опыт, на­ копленный портовиками за долгую исто­ рию превращения в мощную современ­ ную стивидорную компанию, дает воз­ можность принимать точные и выверен­ ные решения. Мы в полной мере осознаем нашу историческую миссию - быть актив­ ными участниками позитивных преобра­ зований во всех сферах жизни Кольского края: от экономики до социальной сферы. И в этой работе нам есть на кого равнять­ ся - на людей, которые на заре ХХ века формировали будущее, создавали зав ­ трашний день. Эта книга - дань нашего уважения тем, кто был первым, их муже­ ству и вере в будущее. Генеральный директор АО «Мурманский морской торговый порт» А. В. Масько. С йе час уже трудно представить, что всего сто с небольшим лет назад на месте современного Мурман­ ска был лишь безлюдный берег Кольско­ го залива. Пустынный край пробудился от первозданной тишины в годы Первой мировой войны, когда здесь возникла вре­ менная пристань спешно проложенной к Ледовитому океану железной дороги. Вскоре здесь началось строительство пор­ та, который дал жизнь будущему заполяр­ ному городу и навсегда изменил жизнь Мурмана. Город, железная дорога и вся жизнь Кольского Севера сконцентрировалась вокруг «естественного» центра, точки на карте, которой является Мурманский морской торговый порт. Теперь кажет­ ся, что сама природа определила удобное место для возникновения порта и города. Однако их становление проходило долго и трудно. Не император, не министры, а тыся­ чи русских людей - инженеров, путейцев, рабочих, моряков, приехавших в суровый северный край, определили судьбу буду­ щей столицы Заполярья. Имена первостроителей сохраняют­ ся в их свершениях. Один из первых в этом ряду - Валериан Евгеньевич Лях- ницкий, создавший проект, на столетие вперед определивший перспективу со­ временного Мурманского морского тор­ гового порта. Счастливые судьбы людей, памятниками которым становятся порты, города, дороги...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz