Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. [2-е изд., перераб. и доп.]. Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2021. 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., фот.

IIIIIIIII Восточная часть Мурманска, разрушенная бомбежками летом 1942 г. Но в один из налетов немецкая фугасная бомба попала в кран, и он тут же затонул вместе с танком. И. Д. Папанину удалось, пользу­ ясь своими полномочиями и содействи­ ем представителя американской воен­ ной миссии, оперативно решить пробле­ му. С американского сухогруза была сня­ та грузовая стрела, которую силами пор­ товых мастерских установили на паро­ ходе «Кама», соорудив импровизирован­ ный плавкран. Не секрет, что нередко для «укрепления союзного братства» Иван Дмитриевич использовал не только авто­ ритет, но и флотскую смекалку. И на этот раз капитан американского судна в каче­ стве компенсации за беспокойство полу­ чил шикарный подарок для своей жены - шкурку голубого песца, добытую Папани- ным в местном зверосовхозе. Самый страшный налет на город гит­ леровская авиация совершила 18 июня 1942 года. За этот день фашисты сброси­ ли на Мурманск свыше 12 тысяч зажига­ тельных бомб. Восточная часть города вы­ горела полностью, но огонь удалось оста­ новить на подступах к порту. Были унич­ тожены 16 складов, управление порта, ин­ терклуб, телефонная станция, здравпункт, электромастерская, многие работники порта остались без жилья. Результаты бомбежек могли бы стать катастрофическими, если бы не четкая са­ моотверженная работа портовиков. Один из многих подобных случаев произошел в мае 1942 года, когда И. С. Тупицын и Н. В. Куликов предотвратили взрыв за­ горевшегося эшелона со взрывчаткой. В истории порта немало примеров, когда рабочие, рискуя жизнью, спасали от огня 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz