Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. [2-е изд., перераб. и доп.]. Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2021. 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., фот.

Строительство первых многоэтажных домов на проспекте Сталина, 1934 г. IIIIIIIII в Финском заливе оказалась настолько сложной, что десятки судов вынуждены были дрейфовать во льдах, а три из них были выжаты на отмели и погибли. Уже в середине января пришлось вновь пере­ адресовать грузы на Мурманск. Решением совнаркома в январе 1930 года порт был изъят из подчине­ ния железной дороги и передан в ведение управляющего Балтийским морским бас­ сейном в Ленинграде, а год спустя пере­ шел под начало вновь организованного Народного комиссариата водного транс­ порта. В апреле 1931-го судоремонтные ма­ стерские были переведены из Дровяного на городскую сторону залива, на мыс Вар­ ничный. Мурманский портовый флот ак­ тивно пополнялся новыми судами, в том числе купленными за границей. В годы второй пятилетки наступил новый этап в жизни Мурманского порта. Постоянные рейсы на Шпицберген, рост грузооборота за счет расширения торго­ вых связей, начало освоения Северно­ го морского пути открывали новые пер­ спективы. В августе 1933 года мурманча­ не провожали в героический рейс пароход «Челюскин», а вскоре вид арктических ледоколов станет неотъемлемой частью пейзажей Кольского залива. Все это тре­ бовало проведения масштабных работ по реконструкции и техническому перевоо­ ружению причалов порта. В 1934 году в Ленинграде был полу­ чен могучий углеперегружатель англий­ 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz