Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. [2-е изд., перераб. и доп.]. Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2021. 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., фот.

Illllllll перегрузочной техники двое суток раз­ гружали суда с помощью мешков и кор­ зин. Всего в ту зиму мурманчане разгру­ зили 30 пароходов, доставивших замерза­ ющей стране более 70 тысяч тонн угля. В мае 1924 года управление порта­ ми Мурманск и Кемь с приписными пор- топунктами Александровск, Сорока, Ке- реть, Ковда и Кандалакша было переда­ но правлению Мурманской железной до­ роги. Это позволило объединить финан­ совые и технические средства, сократить штаты и задать общей работе по колони­ зации Кольского края единое направле­ ние, правильно ее скоординировать. На восстановление и обновление порта доро­ га бросила значительные средства и рабо­ чую силу В этот период портовики ежегод­ но обрабатывали по шесть сотен судов, в том числе более сотни - иностранных. В 1927-м грузооборот составил 552 тысячи тонн. При этом все операции по погруз­ ке и выгрузке выполнялись досрочно. В 1925 году грузооборот в порту снизил­ ся из-за того, что осенью и зимой часть судов перенаправили на Ленинград. Но уже к Новому году ледовая обстановка 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz