Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. [2-е изд., перераб. и доп.]. Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2021. 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., фот.

Южное колено Кольского залива к югу от строящегося порта. Справа - триангуляционный знак и репер на мысе Варничном. На рейде - крейсер «Аскольд», 1917 г. мирного времени, когда соседство военно­ го и торгового портов неизбежно порож­ дало массу проблем. Не имея задания на проектирование портовых территорий на площади Базы, он находит необычное решение - пору­ чает разработку обоснования расшире­ ния порта своим студентам С. С. Розову и В. В. Валединскому в качестве диплом­ ных проектов, а чтобы эта работа смогла иметь практическое воплощение, публи­ кует расчеты студентов в официальном отчете. Оба проекта (рассчитанные соот­ ветственно на 200 и 300 миллионов пудов грузооборота) предполагали расширение территории порта на участке берега меж­ ду мысами Варничный и Халдеев. Но этому проекту так не суждено было быть реализованным. Причиной тому стали обстоятельства, которые по­ мешали осуществлению в полном объ­ еме другой, не менее важной части изы­ сканий - устройству портов-убежищ для рыбацких становищ. Во второй четверти века произошел коренной слом идеологии организации рыбных промыслов. При­ брежный лов сдавал позиции перед раз­ витием морского тралового, основанного на использовании современных крупно­ тоннажных промысловых судов. Инду­ стриализация рыбопромысловой отрас­ ли потребовала создания мощной инфра­ структуры, и территория, которую когда- то занимали военные моряки, была отда­ на для строительства крупнейшего рыб­ ного порта и судоремонтного завода. При проектировании порта изучал­ ся не только район, выбранный для стро­ ительства порта, но и оценивались макси­ мальные возможности его роста. В каче­ стве территорий, пригодных для будуще­ го расширения, были обследованы рай­ оны к северу от Семеновых островов до устья реки Росты, восточного берега зали­ ва между мысами Халдеев и Горелый, за­ падного берега у мыса Дровяной и в устье реки Лавны. Одновременное проектирование порта и станции железной дороги предо­ ставляло уникальную возможность согла­ совать планы железнодорожного и пор­ тового строительства, выбрать схему ра­ ционального размещения сортировочной станции, подъездных путей и вокзалов. Проект порта предусматривал создание современного комплекса, включавше-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz