Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. [2-е изд., перераб. и доп.]. Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2021. 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., фот.
Южное колено Кольского залива к югу от строящегося порта. Справа - триангуляционный знак и репер на мысе Варничном. На рейде - крейсер «Аскольд», 1917 г. мирного времени, когда соседство военно го и торгового портов неизбежно порож дало массу проблем. Не имея задания на проектирование портовых территорий на площади Базы, он находит необычное решение - пору чает разработку обоснования расшире ния порта своим студентам С. С. Розову и В. В. Валединскому в качестве диплом ных проектов, а чтобы эта работа смогла иметь практическое воплощение, публи кует расчеты студентов в официальном отчете. Оба проекта (рассчитанные соот ветственно на 200 и 300 миллионов пудов грузооборота) предполагали расширение территории порта на участке берега меж ду мысами Варничный и Халдеев. Но этому проекту так не суждено было быть реализованным. Причиной тому стали обстоятельства, которые по мешали осуществлению в полном объ еме другой, не менее важной части изы сканий - устройству портов-убежищ для рыбацких становищ. Во второй четверти века произошел коренной слом идеологии организации рыбных промыслов. При брежный лов сдавал позиции перед раз витием морского тралового, основанного на использовании современных крупно тоннажных промысловых судов. Инду стриализация рыбопромысловой отрас ли потребовала создания мощной инфра структуры, и территория, которую когда- то занимали военные моряки, была отда на для строительства крупнейшего рыб ного порта и судоремонтного завода. При проектировании порта изучал ся не только район, выбранный для стро ительства порта, но и оценивались макси мальные возможности его роста. В каче стве территорий, пригодных для будуще го расширения, были обследованы рай оны к северу от Семеновых островов до устья реки Росты, восточного берега зали ва между мысами Халдеев и Горелый, за падного берега у мыса Дровяной и в устье реки Лавны. Одновременное проектирование порта и станции железной дороги предо ставляло уникальную возможность согла совать планы железнодорожного и пор тового строительства, выбрать схему ра ционального размещения сортировочной станции, подъездных путей и вокзалов. Проект порта предусматривал создание современного комплекса, включавше-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz