Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. [2-е изд., перераб. и доп.]. Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2021. 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., фот.

Камеральная обработка материалов изысканий в Петрограде IIIIIIIII Временные скопления бараков слиш­ ком поспешно получили статус города, который в конце марта революционно­ го 1917 года успел сменить первое имя - Романов-на-Мурмане на Мурманск. Фев­ ральская революция принесла и неоправ­ данные надежды, и сумбур управления, но на работе изыскателей это никак не от­ разилось. Район строительства порта стал не только самым оживленным, но и хорошо снабжавшимся районом Мурмана, поэто­ му надобность в особой полевой базе, как это было в прошлом году, не возникла. По­ ходная канцелярия размещалась вместе с рабочим составом партии на изыскатель­ ской яхте. Управление изысканий остава­ лось в Петрограде, где часть технических сил занималась разработкой проекта глу­ боководного порта в Кольском заливе и рыбачьих портов-убежищ, а также подго­ товкой материалов изысканий к изданию. Теперь, когда окончательно опреде­ лилось место строительства Мурманско­ го порта, главной задачей проектировщи­ ков стало исправление временных соору­ жений и переход к капитальному строи­ тельству. Завершив работы очередного поле­ вого сезона, как и в прошлом году, изы­ скатели уехали в Петроград, где вклю­ чились в работу по разработке эскиз­ ных проектов глубокого торгового порта и портов-убежищ в нескольких пунктах побережья. Были составлены планы рас­ положения портовых устройств, разрезы портовых сооружений, схемы постепен­ ного развития портовых территорий и ряд вспомогательных расчетных и срав­ нительных чертежей. Первое, что поражает при взгляде на план эскизного проекта, представленного в отчете В. Е. Ляхницкого, - удивительное сходство его конфигурации и расположе­ ния портовых сооружений с современ­ ным видом Мурманского морского торго­ вого порта. На протяжении ста лет разви­ тие порта было предопределено идеями, 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz