Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. [2-е изд., перераб. и доп.]. Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2021. 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., фот.

IIIIIIIII полевых работ домой, уходил на парохо­ дах. Моторные катера перевозились в Ар­ хангельск на рейсовом пароходе. 14 июня, как только позволила ледо­ вая обстановка в Белом море, изыскатель­ ская яхта вышла на Мурман из Архан­ гельска, буксируемая пароходом Управле­ ния работ Архангельского порта. 20 июня на острове Кильдин была выгружена на берег партия инженера Наливайко. Ей предстояло произвести работы в бухте Могильной, после чего отправиться на рейсовых судах для продолжения изыска­ ний в бухте Озерко на полуострове Рыба­ чьем. На следующий день яхта с изыска­ тельской парией инженера Палчевского бросила якорь в южном колене Кольского залива. Партия была разбита на семь от­ дельных рабочих групп: триангуляцион­ ную, нивелировочную, мензульно-тахео­ метрическую, теодолитно-высотную, про­ мерную, гидрометрическую и буровую. Эти группы, являясь самостоятельными рабочими единицами, в определенной по­ следовательности, поддерживая некото­ рую взаимную связь, двигались по наме­ ченному району съемки вдоль залива. Для непосредственного общего ру­ ководства полевыми работами была уч­ реждена полевая контора (база) изыска­ ний. Местом для нее был избран город Александровск-на-Мурмане, находив­ шийся приблизительно в центре трех раз­ розненных районов изыскательских ра­ бот, расстояние между которыми состав­ ляло около 100 верст. Александровск был удобен не толь­ ко своим расположением. Единственный на всем Кольском полуострове город (не превосходивший, однако, по численности населения старинные Колу и Кандалак­ шу, имевшие сельский статус) представ­ лял собой своеобразный «островок циви­ лизации». Александровск являлся адми­ нистративным центром уезда. Здесь име­ лись почтово-телеграфная станция, при­ чал и контора Архангельско-Мурманско­ го срочного пароходства, обеспечивав­ шего регулярное сообщение с рыбацки­ ми становищами и Архангельском, метео­ станция, отделение казначейства, боль­ ница, административные учреждения и штаб Отряда обороны Кольского залива. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz