Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. [2-е изд., перераб. и доп.]. Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2021. 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., фот.

JlM C u ttflw * t 5 5 Ccjicin> I™ ) » u * № '«tcuwju Illllllll Карта изысканий на Мурманском побережье Северного Ледовитого океана, проведенных в 1914-1917 гг. мышленников и судовладельцев по вопро­ су развития рыбных промыслов на Мур- мане. Участники совещания обратились в Министерство торговли и промышленно­ сти с ходатайством о выделении кредитов на изыскания в намеченных им пунктах будущего устройства портов-убежищ, где рыбопромысловые суда могли бы укры­ ваться от непогоды, сдавать свой улов, а также получать орудия лова, соль, прес­ ную воду и продовольствие. Борьба за удовлетворение портовых нужд рыбной промышленности нашла от­ ражение в выступлениях виднейших де­ ятелей технической интеллигенции. И главная роль в этом принадлежала про­ фессору В. Е. Тимонову. Еще в 1903 году на Международном рыбопромышленном конгрессе, проходившем в Петербурге, он поставил вопрос о нуждах рыбопро­ мыслового портостроительства в связи с развитием рыбной промышленности на Севере. По его же инициативе конгрес­ сом 1908 года были приняты постановле­ ния, основные положения которых сво­ дились к тому, что для развития рыболов­ ства важное значение имеет создание сети портов-убежищ и других рыбопромысло­ вых баз, а также выработан и регламенти­ рован желательный состав их портовых устройств и оборудования. Первоначально производство изы­ сканий было возложено на Управле­ ние работ Архангельского порта. Осе­ нью 1913 года его сотрудник инженер А. М. Вихман совершил объезд Мурман­ ского побережья, и с этого времени под его руководством началась организация изысканий. В 1914 году на Мурмане рабо­ тала партия инженера И. А. Матвеичева, а в следующем - две партии (второй руко­ водил инженер А. П. Палчевский). 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz