Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. [2-е изд., перераб. и доп.]. Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2021. 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., фот.
i Валериан Валерианович Шипчинский части отчета изысканий, произведенных в 1915-1916 годах для составления про екта аванпорта у города Архангельска. Впоследствии наблюдатели станции при командировывались и к изыскательским партиям, работавшим на Мурмане, входя в состав их гидрометрических групп. Обширные разнообразные сведения, собранные изыскательской партией, по служили основанием для проработки не скольких вариантов строительства аван порта в Двинской губе, которые вошли в отчет, опубликованный уже в 1916 году в 49-м выпуске Трудов Отдела торговых портов. Однако выводы, сделанные на осно вании изысканий, не обнадеживали. До бросовестность проектировщика прояви лась не только в скрупулезном выполне нии программы работ. Составив эскизный проект аванпорта в Белом море, Ляхниц кий поставил под сомнение целесообраз ность его постройки. Значительный объем работ и короткий в условиях Севера стро ительный сезон потребовали бы трехлет него срока реализации проекта. Условия войны, ограниченных ресурсов и времени не позволяли провести масштабную ре конструкцию порта. Но и реализация подобного проек та, предполагавшая слишком большие за траты, не устранила бы главного препят ствия - сезонности работы порта. Незна чительное удлинение периода навигации в Белом море ограничивается временем, когда ледовая обстановка в Горле - про ливе между материком и восточным бере гом Кольского полуострова - не позволя ет проходить торговым судам до Архан гельского порта иначе как в сопровожде нии ледоколов. В мирное время такое со провождение делало работу порта нерен табельной, и надобность в подобном стро ительстве отпадала сама собой. Возмож ность продления работы порта в зимний период за счет устройства нового широко го и глубокого судового хода через дель ту Северной Двины также было признано сомнительным. В качестве срочных мер по увели чению грузооборота Ляхницкий предло жил провести железнодорожную ветку к острову Мудьюг, где уже в первую воен ную зиму была организована разгрузка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz