Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. [2-е изд., перераб. и доп.]. Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2021. 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., фот.
IIIIIIIII Инженеры-изыскатели в Архангельске. В центре - В. Е. Ляхницкий, справа - Г. Я. Наливайко море оказались блокированы противни ком, грузоперевозки через Владивосток ский порт из-за его удаленности занимали неоправданно длительное время. Свободным и не слишком далеким от центра страны выходом к морским транс портным маршрутам был Русский Север. Но неосвоенный и малозаселенный край оказался совершенно неготовым для ре шения подобных задач. Единственным морским портом здесь оставался Архан гельск. Старейший русский морской порт, возникший в 1584 году, впоследствии уступил приоритет, а к началу XX века от ставал и в техническом оснащении, не со ответствуя современным требованиям. С началом войны развернулись ра боты, которые должны были компенсиро вать упущенное для развития порта вре мя, - железная дорога, связывавшая Ар хангельск с Вологдой, перешивалась на широкую колею, в дельте Северной Дви ны появились новые портовые районы - Бакарица и Экономия. Но непреодоли мым препятствием оказалась сама приро да. Навигация в Белом море была ограни чена периодом с июня до ноября, пока ак ватория была свободна ото льдов. Боль шая часть грузов доставлялась отсюда по рекам и каналам, также замерзающим в зимнее время. Перед портовыми строителями была поставлена задача найти инженерное ре шение, которое позволило бы продлить навигацию. Предлагалось изучить два ва рианта. Первый предполагал разработ ку проекта аванпорта, вынесенного из дельты Северной Двины в район Сухого 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz