Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. [2-е изд., перераб. и доп.]. Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2021. 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., фот.

В настоящее время прием судов- «стотысячников» считается в мурманском порту обычным делом и одним из определяющих достижений тонн. Никогда еще у мурманских прича­ лов не обрабатывался сухогруз таких ис­ полинских размеров. Максимальных объемов обрабо­ танных грузов достигли в 2013 году ЗАО «Агросфера» (1,12 миллиона тонн) и ООО «Мурманский балкерный терми­ нал» (1,639 миллиона). Суммарный гру­ зооборот трех стивидорных компаний со­ ставил почти 20 миллионов тонн. Важ­ ную роль в успешной работе играют вы­ сокий уровень координации действий с грузоотправителями, ОАО «РЖД», Феде­ ральным агентством морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ и ФГУП «Росморпорт». С 2015 по 2020 год в АО «ММТП» введено в эксплуатацию 10 порталь­ ных кранов, 10 перегрузочных машин «Sennebogen», а также 31 единица прочей техники (фронтальные, вилочные погруз­ чики, конвейерное оборудование). Начиная с 2012 года Мурманский морской торговый порт стал точкой опо­ ры государственной политики развития Арктической зоны России. Только за пе­ риод с 2012 по 2016 год его грузооборот по арктическим направлениям вырос в 9 раз. В основном это были щебень, песок, бутовый камень. В 2017 году мурманские портовики в сотрудничестве с ОАО «РЖД» реконстру-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz