Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. [2-е изд., перераб. и доп.]. Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2021. 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр., факс., фот.

IIIIIIIII Кислогубская приливная электростанция - воплощение одной из идей В. Е. Ляхницкого Перед самой войной Л. Я. Берштейн на­ чал работу над проектом строительства такой электростанции в губе Кислой Мо­ товского залива, а в 1970 году уникальная ПЭС о которой Ляхницкий и Наливайко мечтали еще в 1916 году, была введена в эксплуатацию. Это единственная гидроэ­ лектростанция, работающая на двух ф а­ зах, используя энергию прилива и отлива. Большое значение для отечествен­ ной гидротехники имел обобщающий труд Ляхницкого «Общие основания улучшения устьев рек, подверженных действию морских приливов и отливов», изданный в 1918 году. Валериан Евгенье­ вич впервые в России поставил в гидро­ технической лаборатории Института пу­ тей сообщения опыты по изучению на мо­ делях действия морских приливов на по­ бережья и в устьях рек и, таким образом, положил начало научно-эксперименталь­ ному изучению влияния морских гидро­ логических факторов при портостроении. К сожалению, сейчас почти за­ быта большая работа, которую провел В. Е. Ляхницкий, чтобы обезопасить Ле­ нинград (а теперь уже Санкт-Петербург) от наводнений. Для понимания их приро­ ды в Гидрологическом институте он соз­ дал модель профиля Невской губы, на которой моделировались разнообразные ситуации, связанные с этой бедой, мно­ гие годы гибельно тревожившей город на Неве. Кроме профессора Ляхницкого в ра­ ботах участвовали инженеры В. А. Берг и Э. Б. Брунс. Любопытен факт, что работы с моделью закончились за месяц до жут­ кого наводнения 23 сентября 1924 года. IIIIIIIII 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz