Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр.
Illll Причал первой очереди апатитового комплекса, сданного в эксплуатацию в 1957 г. живая площадь порта едва достигала тре ти довоенной. Решительного обновления требовали энергоснабжение и телефонная связь. Ввиду отсутствия необходимых ма териалов, механизмов и приспособлений неожиданные технические решения стали повседневной практикой портовиков. На пример, во время реконструкции одного из причалов Мурманского порта потребова лись длинномерные деревянные сваи, ко торых не было. Местные умельцы приспо собились склеивать их из досок, что позво ляло придавать этим сваям практически любую длину. Причал на склеенных сваях просуществовал в порту до 70-х годов. Основная масса чертежей и схем порта была утрачена во время бомбежек и вызванных ими пожаров, поэтому многие работы по восстановлению и реконструк ции порта в первые послевоенные годы велись вслепую, по памяти. И все же они были выполнены благодаря начальнику техотдела Зосиму Александровичу Ба лакшину, который хорошо знал техниче ское состояние зданий и сооружений, рас положение коммуникаций, количество и характер повреждений, а также то, каким образом повреждение было устранено. В 1953 году в порту началась рекон струкция, связанная с созданием первой НИИ 9 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz