Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр.

Шестой грузовой район порта, 1944 г. IIIIII обратился за помощью в Москву. В итоге решением ГКО Мурманскому порту были отгружены мука, крупа и консервы. Для работников порта было введено питание по нормам военнослужащих. Это было очень важно, ведь портовики по 10-12 ча­ сов занимались тяжелым физическим трудом. Первые союзнические караваны пор­ товики принимали в чрезвычайно тяже­ лых условиях: на разгрузку одного паро­ хода уходило от 10 до 18 дней, не хвата­ ло людей и техники. В среднем в сутки на разгрузке пароходов было занято до 2500 человек. Из-за непрекращающихся бом­ бежек разгрузку приходилось произво­ дить напрямую, в режиме борт - вагон. После каждого налета разрушенными оказывались причалы и сотни метров пу­ тей. Надо отдать должное портовикам - разрушенное восстанавливали незамед­ лительно. Рабочие видели, как горят их дома, но работу не прекращали. Для защиты от авианалетов в основ­ ном районе порта в гранитной скале было построено убежище на тысячу человек, а во всех районах порта - девять капиталь­ ных убежищ на 1750 человек. Поставки грузов по ленд-лизу потре­ бовали удлинить причалы и пирсы, про­ ложить дополнительные железнодорож­ ные ветки общей протяженностью 8,5 ки­ лометра. Стало удобнее маневрировать вагонами, улучшилась связь порта с же­ лезной дорогой. Каждый участок порта был оснащен подъемными кранами, при­ везенными из Архангельска, с Мончегор­ ского никелевого комбината, из Воркуты и других городов. Около поселка Зеле­ ный Мыс, в Угольной и Лесной гаванях построили новые причалы протяженно­ стью по 1200-1300 метров. Впервые был пущен в эксплуатацию кольцевой водо­ провод. Он обеспечивал не только порт, но и все прибывающие в Мурманск суда. Для приема танков и других тяжело­ весов были сооружены специальные эста­ кады и тупики. На всех причалах обору­ довали новые устройства для швартов­ ки. Наряду с боевой техникой в страну доставлялись хозяйственные грузы: па­ ровозы, тракторы, автомобили, станки и материалы, в которых нуждалась эконо­ мика воюющей страны. Значительной по­ мощью России было продовольствие, ко­ торое доставлялось союзными конвоями. Приход каждого конвоя ставил но­ вые неожиданные проблемы. Обычно подгоняли к борту корабля плавучий 45-тонный кран, и его стрелой снимали с палубы судна один за другим танки и ста­ вили их на железнодорожные платформы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz