Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр.

О к о н ч а н и е Гражданской войны и восстановление советской вла­ сти на Русском Севере принесли Мурман­ ску не только мир, но и новые проблемы. Временный порт, созданный «по обсто­ ятельствам военного времени», оказал­ ся ненужным, население молодого города стремительно сокращалось. И в это время проявилась особенность, заложенная в са­ мом начале истории порта и города. Раз­ витие Мурманска активизировалось в пе­ риоды, когда перед ними ставились мас­ штабные государственные задачи. Разоренная революцией и войной страна остро нуждалась в топливе и про­ довольствии. Спасительным для Петро­ града в первую послевоенную зиму стал уголь, доставленный через незамерза­ ющий Кольский залив (с тех пор уголь станет одним из основных грузов порта). Мурманский порт сыграл важную роль в организации Карских экспедиций, до­ ставке продовольствия через устья си­ бирских рек и расширении рыбных про­ мыслов Мурмана. Это заставило обратить внимание на необходимость восстановле­ ния железной дороги и возобновления ра­ боты порта. Причалы Мурманского порта, 1920 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz