Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр.
развернутая историческая справка об изыскательских работах и развитии идеи портового строительства на Русском Се вере. Интересно, что кроме руководства изысканиями и разработки проекта порта Валериан Евгеньевич лично производил фотосъемку местности и хода проведения работ. Фотоснимки, выполненные на вы соком профессиональном уровне, предна значались для иллюстрации отчета, а спу стя полвека, попав в фонды Мурманского областного краеведческого музея, стали достоянием общества, бесценным истори ческим источником. Уже был составлен план работ управ ления на следующий, 1918 год, но к концу 1917 года строительные работы в порту были свернуты, строители покинули Мур манск. Правительство большевиков, при шедшее к власти в конце октября, нача ло переговоры с Германией о перемирии. В ответ союзники резко уменьшили по ставку военных грузов. Завершение стро ительства, ставшего вдруг ненужным, по ставило под вопрос дальнейшее развитие Мурманского порта. Начавшаяся вскоре Гражданская война проложила непреодолимую гра ницу между людскими судьбами. Име на многих первостроителей Мурманско го порта, уехавших в эмиграцию или по павших под репрессии, оказались забыты. Трагически оборвалась жизнь П. Г. Ми- нейко - он был убит в феврале 1920 года во время падения Северной области. Судьбы других стали частью истории советского строительства. Закончилась война, и стране потребовались знания и опыт российских инженеров. Продолжи ли свою деятельность профессор В. Е. Ти- монов, инженер А. П. Палчевский и мно гие другие люди, общим для которых ста ла работа, преобразившая северный край. Г. Я. Наливайко после восстановле ния советской власти на Севере вернул ся в Архангельск и продолжил работы по проектированию морских портов в устьях северных рек. Энтузиаст-краевед, Геор гий Яковлевич стал одним из организа торов Северного отделения Географиче ского общества СССР и в течение многих лет был его бессменным председателем. Встреча друзей. Г. Я. Наливайко и В. Е. Ляхницкий. Ленинград, 1949 г. Именем известного специалиста морского транспорта было названо судно техниче ского флота. Заслуги Бориса Евгеньевича Ведене ева, ставшего академиком, ведущим спе- циалистом-гидротехником, одним из ру ководителей строительства гидроэлектро станций (в том числе Волховской, Дне провской и Кондопожской), были отмече ны не только правительственными орде нами и государственными премиями. Его имя после кончины в 1946 году было при своено Всесоюзному научно-исследова тельскому институту гидротехники. Впереди у Валериана Евгеньеви ча Ляхницкого была длинная жизнь. Та кая же длинная, сложная и славная судь ба ожидала и его творение - Мурманский порт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz