Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр.
Illlll Южное колено Кольского залива к югу от строящегося порта. Справа - триангуляционный знак и репер на мысе Варничном. На рейде - крейсер «Аскольд», 1917 г. мирного времени, когда соседство военно го и торгового портов неизбежно порож дало массу проблем. Не имея задания на проектирование портовых территорий на площади Базы, он находит необычное решение - пору чает разработку обоснования расшире ния порта своим студентам С. С. Розову и В. В. Валединскому в качестве диплом ных проектов, а чтобы эта работа смогла иметь практическое воплощение, публи кует расчеты студентов в официальном отчете. Оба проекта (рассчитанные соот ветственно на 200 и 300 миллионов пудов грузооборота) предполагали расширение территории порта на участке берега меж ду мысами Варничный и Халдеев. Но этому проекту так не суждено было быть реализованным. Причиной тому стали обстоятельства, которые по мешали осуществлению в полном объ еме другой, не менее важной части изы сканий - устройству портов-убежищ для рыбацких становищ. Во второй четверти века произошел коренной слом идеологии организации рыбных промыслов. При брежный лов сдавал позиции перед раз витием морского тралового, основанного на использовании современных крупно- тоннажных промысловых судов. Инду стриализация рыбопромысловой отрас ли потребовала создания мощной инфра структуры, и территория, которую когда- то занимали военные моряки, была отда на для строительства крупнейшего рыб ного порта и судоремонтного завода. При проектировании порта изучал ся не только район, выбранный для стро ительства порта, но и оценивались макси мальные возможности его роста. В каче стве территорий, пригодных для будуще го расширения, были обследованы рай оны к северу от Семеновых островов до устья реки Росты, восточного берега зали ва между мысами Халдеев и Горелый, за падного берега у мыса Дровяной и в устье реки Лавны. Одновременное проектирование порта и станции железной дороги предо ставляло уникальную возможность согла совать планы железнодорожного и пор тового строительства, выбрать схему ра ционального размещения сортировочной станции, подъездных путей и вокзалов. Проект порта предусматривал создание современного комплекса, включавше- IIIIII 5 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz