Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр.

Illlll Сооружение первых причалов у Семеновых островов, 1916 г. заложенными при его основании. Так вы­ шло не оттого, что последующие порто- строители строго придерживались проек­ та Ляхницкого. Талант инженера, профес­ сиональная честь, широта кругозора по­ зволили Валериану Евгеньевичу найти оптимальное решение. Он не только «при­ вязал» проект будущего порта к месту, но и определил возможную перспективу раз­ вития в условиях, которые трудно было предугадать в начале XX века. Не имея обоснованных статистико­ экономических материалов, позволявших рассчитать перспективы грузопотока, ко­ торый придется на долю северных портов после окончания войны, Ляхницкий при­ нимает решение о проектировании Мур­ манского порта на максимально возмож­ ной территории, «которая позволила бы порту свободно развиваться, не теснясь в слишком узко задуманных и впослед­ ствии трудно изменяемых пределах». С другой стороны, завышенные ожидания могли привести к неоправданным затра­ там. Чтобы избежать их, проект содержал оригинальное решение - были разработа­ ны три варианта последовательного рас­ ширения порта, реализация которых по мере возникновения необходимости по­ зволяла увеличивать объем грузооборота в 45, 90 и 115 миллионов пудов. По мере осуществления каждой новой очереди строительства территория порта должна была расширяться к северу - в сторону Зеленого мыса (именно так впоследствии возникнут три района Мурманского тор­ гового порта). Однако более естественным и удоб­ ным В. Е. Ляхницкий считал освоение тер­ ритории, располагавшейся к югу от пер­ вых причалов. Но к началу строительства порта эта территория уже была занята во- енно-морской базой. В условиях военного времени для транспортного узла, основ­ ной задачей которого было обеспечение стратегических перевозок, это было есте­ ственным. Валериан Евгеньевич в своих расчетах исходил из условий будущего 5 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz