Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр.

Екатерина Александровна Ляхницкая с дочерью Остановились в Вайде-губе, стояли три часа, сходили на берег. Ты спрашиваешь, зачем я ездил в Варде. Был в распоряжении пароход. Вар­ де недалеко, а там надо было закупить части запасные для наших моторных катеров, а то тут даже в Архангельске не достать. Варде - небольшой городок, но носящий западноевропейский отте­ нок. Есть хорошие магазины, можно де­ шево купить обувь, материю. Жаль, не знаю размера Катюшиной ножки, а то купил бы сапожки или туфельки. М. Б. еще успеешь прислать мне мерку - поло­ ску бумаги. Катюша спрашивает: «Как идут дела?». Работы идут ничего, довольно успешно, жаль последнюю неделю из-за штормов немного затормозились. Нали- вайко уже прошел с работой из Кильди- на на Рыбачий полуостров в Озерко. На шхуне уже дошли с работой от Семено­ вых островов до города Колы. Хотелось бы к 20-25-му августа закончить поле­ вые работы и начать перебазироваться в Архангельск, а затем - в середине сен­ тября в Питер. Сейчас сдам это письмо на пароход в почтовое отделение, а через полчаса мы зайдем в губу Большую Воло­ ковую, где подсядет ко мне Г. Я. Наливай- ко. Пока, всего лучшего, храни Вас Господь». Здесь описана парадоксальная ситу­ ация, сложившаяся на Мурмане к началу XX века. Небольшой норвежский городок Варде служил торговым центром для рус­ ских жителей всего северного побережья Кольского полуострова. Александровск никак не мог составить ему конкуренцию. Даже маршрут рейсовых пароходов, вы­ ходивших из Архангельска и обходив­ ших поморские становища, заканчивал­ ся в Варде. Однако поездки Ляхницкого в Норвегию имели и более важную цель. Заданием на проектирование ры­ бацких портов-убежищ прямо указыва­ лось, что образцом для них должен послу­ жить опыт Северной Норвегии, «устраи­ вающей свои гавани весьма примитивно, но вместе с тем недорого и прочно». Разу­ меется, Валериан Евгеньевич использо­ вал возможность лично ознакомиться с практикой портостроительства в соседней стране. Строительство глубоководного пор­ та, обусловленное «обстоятельствами во­ енного времени», не прервало проектно­ изыскательские работы, содействующие рыбным промыслам, казавшимся в то вре­ мя «одним из самых важных и неотлож­ ных вопросов в общей программе меро­ приятий для содействия экономическо­ му развитию Мурмана». С учреждением Управления Мурманских портовых изы­ сканий началась систематизация полу­ ченных в результате обследования рыбац­ ких становищ разрозненных и необрабо­ танных материалов и были разработаны проекты портовых сооружений. В конце августа изыскательские пар­ тии, завершив работы, собрались в Алек- сандровске, откуда на ледоколе перееха­ ли в Архангельск. После сдачи инвентар­ ного имущества и расчета рабочих техни­ ческий персонал в составе начальника изысканий В. Е. Ляхницкого, начальника второй партии Г Я. Наливайко, техников

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz