Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр.
Екатерина Александровна Ляхницкая с дочерью Остановились в Вайде-губе, стояли три часа, сходили на берег. Ты спрашиваешь, зачем я ездил в Варде. Был в распоряжении пароход. Вар де недалеко, а там надо было закупить части запасные для наших моторных катеров, а то тут даже в Архангельске не достать. Варде - небольшой городок, но носящий западноевропейский отте нок. Есть хорошие магазины, можно де шево купить обувь, материю. Жаль, не знаю размера Катюшиной ножки, а то купил бы сапожки или туфельки. М. Б. еще успеешь прислать мне мерку - поло ску бумаги. Катюша спрашивает: «Как идут дела?». Работы идут ничего, довольно успешно, жаль последнюю неделю из-за штормов немного затормозились. Нали- вайко уже прошел с работой из Кильди- на на Рыбачий полуостров в Озерко. На шхуне уже дошли с работой от Семено вых островов до города Колы. Хотелось бы к 20-25-му августа закончить поле вые работы и начать перебазироваться в Архангельск, а затем - в середине сен тября в Питер. Сейчас сдам это письмо на пароход в почтовое отделение, а через полчаса мы зайдем в губу Большую Воло ковую, где подсядет ко мне Г. Я. Наливай- ко. Пока, всего лучшего, храни Вас Господь». Здесь описана парадоксальная ситу ация, сложившаяся на Мурмане к началу XX века. Небольшой норвежский городок Варде служил торговым центром для рус ских жителей всего северного побережья Кольского полуострова. Александровск никак не мог составить ему конкуренцию. Даже маршрут рейсовых пароходов, вы ходивших из Архангельска и обходив ших поморские становища, заканчивал ся в Варде. Однако поездки Ляхницкого в Норвегию имели и более важную цель. Заданием на проектирование ры бацких портов-убежищ прямо указыва лось, что образцом для них должен послу жить опыт Северной Норвегии, «устраи вающей свои гавани весьма примитивно, но вместе с тем недорого и прочно». Разу меется, Валериан Евгеньевич использо вал возможность лично ознакомиться с практикой портостроительства в соседней стране. Строительство глубоководного пор та, обусловленное «обстоятельствами во енного времени», не прервало проектно изыскательские работы, содействующие рыбным промыслам, казавшимся в то вре мя «одним из самых важных и неотлож ных вопросов в общей программе меро приятий для содействия экономическо му развитию Мурмана». С учреждением Управления Мурманских портовых изы сканий началась систематизация полу ченных в результате обследования рыбац ких становищ разрозненных и необрабо танных материалов и были разработаны проекты портовых сооружений. В конце августа изыскательские пар тии, завершив работы, собрались в Алек- сандровске, откуда на ледоколе перееха ли в Архангельск. После сдачи инвентар ного имущества и расчета рабочих техни ческий персонал в составе начальника изысканий В. Е. Ляхницкого, начальника второй партии Г Я. Наливайко, техников
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz