Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр.
Мурманский рейд, 1917 г. Слева - линейный корабль «Чесма», в центре - мотобот изыскательской партии, справа - причалы Мурманского торгового порта утверждения проекта порта началось со оружение первых пяти глубоководных причалов. Именно с них начала формиро ваться линия причального фронта буду щего Мурманского порта. Начало подобного строительства было довольно рискованным шагом, но уже первые данные изыскателей подтвер дили правильность выбора. В результате сравнительного обследования всех наме ченных пунктов Ляхницкий сделал вы вод, что южное колено Кольского залива, где «силой вещей» возникла первая глу боководная пристань у места примыкания к берегу железной дороги, «по счастливой случайности» оказалось наиболее удоб ным местом для создания большого порта. Напряженная работа в далеком краю надолго отрывала Валериана Евгеньеви ча от семьи, которая оставалась в Петро граде. Общение ограничивалось письма ми, в которых, разумеется, не было места описанию инженерной деятельности. Но часто бесценная информация содержит ся между строк личных посланий. В од ном из них Валериан Евгеньевич писал супруге: «Дорогая Катюша, ты спраши ваешь, хватает ли мне денег на жизнь. Концы с концами свожу, но когда прихо дится пользоваться пароходами - не много дороговато. «Не слишком ли шумно мы живем?». Временами, когда у офице ров оказывается вино, бывает шумно, но это только иногда. Александровск толь ко называется городом, а на самом деле это небольшая деревня. Там только одни казенные дома пароходного общества. Все это на высоких скалах, круто спуска ющихся в воду. Чтобы попасть от одной группы домов к другой, пришлось в скалах над водой взрывать карнизы, по которым проложены тропы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz