Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт / [сост.: А. Б. Глухов, Д. Е. Жалнин, Д. В. Коржов ; редкол.: А. В. Масько и др.]. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - Мурманск : РУСМА (ИП Глухов А. Б.), 2020. - 142, [1] с. : ил., цв. ил., карты, портр.

' Вид на Екатерининскую гавань с юго-западного берега. На переднем плане - Мурманская биологическая станция Валериан Евгеньевич отмечал: «Этот печальный опыт невозможности исполь­ зовать до конца собранные за два года ра­ бот материалы лишний раз подтвердит простую истину о том, что одними поле­ выми работами задача изысканий не раз­ решается и что неисполнение обработки и издания результатов немедленно вслед за полевыми работами сводит почти к нулю все затраченные на производство работ средства и усилия». Небрежность, допу­ щенная при полевых работах, как и пре­ небрежение обработкой данных, одина­ ково снижали результаты всего предпри­ ятия. Во избежание повторения подобной ситуации Управлением Мурманских изы­ сканий были приняты меры к полной об­ работке собранных партиями в 1916-м и 1917 годах материалов для составления отчетных документов, а также к немед­ ленному изданию результатов. Проверка и первичная обработка материалов изы­ сканий проводилась на месте - в Алексан- дровске. После этого полевые документы передавались в Управление работ Архан­ гельского порта для отправки их в Управ­ ление изысканий в Петроград. Планы строительства порта не успе­ вали за событиями. Приближалось время окончания строительства железнодорож­ ной магистрали, а вопрос о месте строи­ тельства глубоководного порта до конца 1916 года так и не был решен. В мае 1916 года на Мурман прибыл инженер Б. Е. Веденеев, назначенный на­ чальником Управления работ по сооруже­ нию пристанских устройств в Кольском заливе. Борис Евгеньевич, окончивший Институт инженеров путей сообщения го­ дом ранее Ляхницкого, имел опыт гидро­ технического строительства на Дальнем Востоке. Предвосхищая события на ме­ сте железнодорожной пристани, еще до 4 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz